Правовое просвещение

Профилактика правонарушений, наркомании

Изменения в Кодексе КоАП Республики Беларусь с 1 марта 2021 года (Административная ответственность несовершеннолетних)

Статья 4.2. Возраст, с которого наступает административная ответственность

1. Административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее ко времени совершения правонарушения возраста шестнадцати лет. Физическое лицо, совершившее правонарушение в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежит административной ответственности только за:

1) умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия либо нарушение защитного предписания (статья 10.1);

2) оскорбление (статья 10.2);

3) мелкое хищение (статья 11.1);

4) умышленные уничтожение либо повреждение чужого имущества (статья 11.3);

5) жестокое обращение с животным или избавление от животного (статья 16.29);

6) мелкое хулиганство (статья 19.1).

2. Не подлежит административной ответственности физическое лицо, достигшее установленного возраста административной ответственности, если будет установлено, что вследствие отставания в умственном развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), оно во время совершения деяния не могло сознавать его фактический характер и противоправность.

 

 

Статья 4.3.  Возраст, с которого наступает административная ответственность

1. Административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее ко времени совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Физическое лицо, совершившее запрещенное настоящим Кодексом деяние в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежит административной ответственности лишь:

1) за умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия (статья 9.1);

2) за мелкое хищение (статья 10.5);

3) за умышленные уничтожение либо повреждение имущества (статья 10.9);

4) за нарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках (статья 15.29);

5) за жестокое обращение с животными (статья 15.45);

6) за разведение костров в запрещенных местах (статья 15.58);

7) за мелкое хулиганство (статья 17.1);

8) за нарушение правил, обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном или городском электрическом транспорте (части 1–3, 5 статьи 18.3);

9) за нарушение правил пользования средствами железнодорожного транспорта (статья 18.4);

10) за нарушение правил пользования транспортным средством (статья 18.9);

11) за нарушение правил пользования метрополитеном (статья 18.10);

12) за нарушение требований по обеспечению сохранности грузов на транспорте (статья 18.34);

13) за уничтожение, повреждение либо утрату историко-культурных ценностей или культурных ценностей, которым может быть придан статус историко-культурной ценности (статья 19.4);

14) за нарушение порядка вскрытия воинских захоронений и проведения поисковых работ (статья 19.7);

15) за незаконные действия в отношении газового, пневматического или метательного оружия (статья 23.46);

16) за незаконные действия в отношении холодного оружия (статья 23.47).

3. Не подлежит административной ответственности физическое лицо, достигшее возраста, предусмотренного частями 1 или 2 настоящей статьи, если будет установлено, что вследствие отставания в умственном развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), оно во время совершения деяния было не способно сознавать его фактический характер или противоправность.

Статья 27. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность

1. Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Лица, совершившие запрещенные настоящим Кодексом деяния в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежат уголовной ответственности лишь за:

1) убийство (статья 139);

2) причинение смерти по неосторожности (статья 144);

3) умышленное причинение тяжкого телесного повреждения (статья 147);

4) умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения (статья 149);

5) изнасилование (статья 166);

6) насильственные действия сексуального характера (статья 167);

7) похищение человека (статья 182);

8) кражу (статья 205);

9) грабеж (статья 206);

10) разбой (статья 207);

11) вымогательство (статья 208);

111) хищение путем использования компьютерной техники (статья 212);

12) угон транспортного средства или маломерного судна (статья 214);

13) умышленные уничтожение либо повреждение имущества (части 2 и 3 статьи 218);

14) захват заложника (статья 291);

15) хищение огнестрельного оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ (статья 294);

16) умышленное приведение в негодность транспортного средства или путей сообщения (статья 309);

17) хищение наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов (статья 327);

171) незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов (части 2–5 статьи 328);

18) хулиганство (статья 339);

19) заведомо ложное сообщение об опасности (статья 340);

20) осквернение сооружений и порчу имущества (статья 341);

21) побег из исправительного учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, арестного дома или из-под стражи (статья 413);

22) уклонение от отбывания наказания в виде ограничения свободы (статья 415).

3. Не подлежит уголовной ответственности несовершеннолетнее лицо, которое достигло предусмотренного частями 1 или 2 настоящей статьи возраста, если будет установлено, что вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), оно во время совершения общественно опасного деяния было не способно сознавать фактический характер или общественную опасность своего деяния.

свернуть

КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

6 января 2021 г. N 91-3
развернуть

Статья 13.30. Нарушение порядка оборота семян мака

  1. Хранение, перемещение по территории Республики Беларусь физическим лицом более двух килограммов семян мака, не расфасованных в специальную упаковку, при отсутствии признаков незаконной предпринимательской деятельности - влекут наложение штрафа в размере от пятидесяти до семидесяти базовых величин с конфискацией семян мака, превышающих количество, хранение, перемещение которого допускается, независимо от того, в чьей собственности они находятся, а также транспортных средств, использованных для перемещения семян мака (кроме транспортных средств общего пользования), независимо от того, в чьей собственности они находятся, или без конфискации таких транспортных средств.
  2. Совершение физическим лицом любой сделки с семенами мака, не расфасованными в специальную упаковку, при отсутствии признаков незаконной предпринимательской деятельности - влечет наложение штрафа в размере от семидесяти до девяноста базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения независимо от того, в чьей собственности он находится.
  3. Хранение индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом семян мака, не расфасованных в специальную упаковку, в случаях, когда такое хранение запрещено законодательными актами, - влечет наложение штрафа в размере от десяти до двадцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя - от ста пятидесяти до двухсот базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения независимо от того, в чьей собственности он находится, а на юридическое лицо - от двухсот до двухсот пятидесяти базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения независимо от того, в чьей собственности он находится.
  4. Розничная торговля индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом семенами мака, не расфасованными в специальную упаковку, либо в местах и формах, в которых в соответствии с законодательными актами такая торговля запрещена, - влечет наложение штрафа в размере от десяти до двадцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя - от ста пятидесяти до двухсот базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения независимо от того, в чьей собственности он находится, а на юридическое лицо - от двухсот до двухсот пятидесяти базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения независимо от того, в чьей собственности он находится.

 

  1. Перемещение по  территории   Республики  Беларуси индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом семян мака без заключения договора купли-продажи (поставки) с уполномоченной организацией в случаях, когда такое перемещение запрещено законодательными актами, - влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя - от ста пятидесяти до двухсот пятидесяти базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения независимо от того, в чьей собственности он находится, а также транспортных средств, использованных для перемещения семян мака (кроме транспортных средств общего пользования), независимо от того, в чьей собственности они находятся, или без конфискации таких транспортных средств, а на юридическое лицо - от двухсот до трехсот базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения независимо от того, в чьей собственности он находится, а также транспортных средств, использованных для перемещения семян мака (кроме транспортных средств общего пользования), независимо от того, в чьей собственности они находятся, или без конфискации таких транспортных средств.
  2. Оптовая реализация индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом семян мака неуполномоченной организации, а равно приобретение на территории Республики Беларусь индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом семян мака не у уполномоченной организации - влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя - от ста пятидесяти до двухсот пятидесяти базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения   независимо от того, в чьей собственности он находится, а на юридическое лицо - от двухсот до трехсот базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения независимо от того, в чьей собственности он находится.
  3. Деяния, предусмотренные частью 6 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, - влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя - от двухсот пятидесяти до пятисот базовых величин с конфискацией предмета административного   правонарушения   независимо     от    того,     в чьей собственности он находится, а на юридическое лицо - от пятисот до восьмисот базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения независимо от того, в чьей собственности он находится.

Примечание. Термин "специальная упаковка", применяемый в настоящей статье, имеет значение, определенное законодательством о государственном регулировании оборота семян мака.

Статья 17.1. Незаконные посев и (или) выращивание растений либо грибов, содержащих наркотические средства или психотропные вещества

Незаконные посев и (или) выращивание растений либо грибов, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, без цели их сбыта или изготовления либо иного получения наркотических средств или психотропных веществ – влекут наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин.

 

Статья 17.6. Незаконные действия с некурительными табачными изделиями, предназначенными для сосания и (или) жевания

  1. Приобретение, хранение некурительных табачных изделий, предназначенных для сосания и (или) жевания, в количестве, не превышающем пятидесяти граммов, -влекут наложение штрафа в размере до двух базовых величин.
  2. Перевозка, пересылка, приобретение, хранение некурительных табачных изделий, предназначенных для сосания и (или) жевания, в количестве, превышающем пятьдесят граммов, а равно реализация таких некурительных табачных изделий при отсутствии признаков незаконной предпринимательской деятельности - влекут наложение штрафа в размере от десяти до двадцати базовых величин с конфискацией денежной выручки, полученной от реализации указанных некурительных табачных изделий, орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации таких орудий и средств, либо общественные работы с конфискацией денежной выручки, полученной от реализации указанных некурительных табачных изделий, орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации таких орудий и средств, либо административный арест с конфискацией денежной выручки, полученной от реализации указанных некурительных табачных изделий, орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации таких орудий и средств.
  3. Изготовление некурительных табачных изделий, предназначенных для сосания и (или) жевания, в количестве, превышающем пятьдесят граммов, при отсутствии признаков незаконной предпринимательской деятельности - влечет наложение штрафа в размере от двадцати до тридцати базовых величин с конфискацией орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации, либо общественные работы с конфискацией орудий и средств совершения административного    правонарушения     или     без конфискации, либо административный арест с конфискацией орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации.

Примечание. Под некурительными табачными изделиями, предназначенными для сосания и (или) жевания, в настоящей статье понимаются изделия (снюс, насвай и другие), изготовленные из табака (очищенной табачной пыли) и щелочного компонента (мела, извести или прочих щелочных компонентов) с добавлением или без добавления иных ингредиентов.

Статья 19.3. Распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, потребление наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в общественном месте либо появление в общественном месте или на работе в состоянии опьянения

  1. Появление в общественном месте в состоянии, вызванном потреблением без назначения врача-специалиста наркотических средств или психотропных веществ либо потреблением их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, а равно отказ от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения                                                          состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, - влекут наложение штрафа в размере от пяти до десяти базовых величин.
  2. Нахождение на рабочем месте в рабочее время в состоянии, вызванном потреблением без назначения врача-специалиста наркотических средств или психотропных веществ либо потреблением их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, а равно отказ от                           прохождения в         установленном      порядке                           проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, - влекут наложение штрафа в размере от восьми до двенадцати базовых величин.
  1. Потребление без назначения врача-специалиста наркотических средств или психотропных веществ в общественном месте либо потребление их аналогов в общественном месте, а равно отказ от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет               определения состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, - влекут наложение штрафа в размере от десяти до пятнадцати базовых величин.
свернуть

БЫТЬ ХАКЕРОМ – УГОЛОВНОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ

БЫТЬ ХАКЕРОМ – УГОЛОВНОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ

С каждым годом возрастает количество хищений с использованием компьютерной техники. Самые распространенные случаи – с помощью украденной банковской карточки подростки расплачиваются за товары. Суммы небольшие, при этом вводить пин-код не требуется. Но это уголовно-наказуемое деяние с очень серьезной ответственностью. Тоже самое можно сказать и про факты, когда деньги снимают с утерянной карточки.

И дети, и взрослые должны помнить, что такие действия законом трактуются как хищение путем использование компьютерной техники. Если вы нашли на улице или в магазине банковскую карточку, не стоит ее обналичивать. Нужно попытаться вернуть находку владельцу: передать администрации торговой точки, банковского учреждения или отнести в милицию.

Уголовная ответственность за киберпреступления

СВЕРНУТЬ

свернуть

Поведение учащихся при проведении спортивно-массовых мероприятий

 В целях профилактики противоправной деятельности несовершеннолетних, входящих в неформальные молодежные группировки, в том числе футбольных фанатов, в связи с началом футбольного сезона, и участием ФК «Арсенал» в матчах чемпионата Республики Беларусь по футболу среди команд 1 лиги информируем вас о правилах поведения зрителей на стадионах во время проведения футбольных матчей и других соревнований.

Болельщики также имеют свой правовой статус и правила поведения. 

ПРАВОВОЙ СТАТУС СПОРТИВНОГО БОЛЕЛЬЩИКА

А.Ю.КОРОЧКИН, главный советник - помощник Председателя Экономического Суда Содружества Независимых Государств, председатель Спортивного третейского суда при Белорусском республиканском союзе юристов, старший преподаватель юридического факультета Белорусского государственного университета, кандидат юридических наук

4 января 2014 г. принят новый Закон Республики Беларусь N 125-З "О физической культуре и спорте" (далее - Закон). В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона впервые спортивные болельщики отнесены к субъектам физической культуры и спорта. Однако в Законе отсутствует понятие спортивного болельщика, а также не содержится четкого указания на правовой статус такой категории субъектов физической культуры и спорта. Вместе с тем еще одной новацией Закона является статья 36 "Меры по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности при проведении спортивно-массовых мероприятий", исходя из положений которой можно попытаться обрисовать определенные черты правового статуса спортивного болельщика. Так, пункт 2 статьи 36 Закона предусматривает перечень лиц, которые не могут быть допущены на территорию мест проведения спортивно-массовых мероприятий, а пункт 3 указанной статьи устанавливает список запретов для болельщиков во время посещения ими спортивно-массовых мероприятий. Исходя из указанных норм можно очертить ряд обязанностей спортивных болельщиков, которые на них возлагаются при посещении спортивных мероприятий. Итак, болельщик обязан: - иметь при себе входной билет или документ, дающий право прохода на территорию физкультурно-спортивных сооружений и специально оборудованных мест для болельщиков; - пройти личный досмотр и досмотр находящихся при нем вещей (в случае их проведения); - не скрывать свое лицо под маской; - находиться в трезвом состоянии и воздержаться от распития в не предназначенных для этого местах алкогольных, слабоалкогольных напитков, а также пива, использования источников открытого огня, курения; - не иметь при себе и не использовать предметы и вещества, запрещенные к проносу Правилами безопасности проведения занятий физической культурой и спортом, утвержденными постановлением Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 21.12.2004 N 10, а также имитаторы и муляжи холодного, огнестрельного, газового или иного оружия, взрывчатых веществ и боеприпасов; - воздержаться от совершения действий, создающих угрозу общественной безопасности, жизни и здоровью спортсменов, тренеров, судей по спорту, участвующих в спортивно-массовых мероприятиях, болельщиков и (или) иных физических лиц, находящихся в местах проведения спортивно-массовых мероприятий, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами; - не осуществлять пропаганду войны или экстремистскую деятельность, в том числе с использованием плакатов, транспарантов или иных средств; - не иметь при себе и (или) не пользоваться флагами, вымпелами, не зарегистрированными в установленном порядке, а также эмблемами, символами, плакатами, транспарантами и иными средствами, содержание которых направлено на причинение ущерба общественному порядку, правам и законным интересам граждан; - не препятствовать исполнению служебных обязанностей лицами, участвующими в организации и проведении спортивно-массовых мероприятий; - не совершать иных действий, нарушающих установленный порядок организации и проведения спортивно-массовых мероприятий, а также не подстрекать иных лиц к таким действиям любыми методами. Согласно части второй пункта 3 статьи 36 Закона лица, не соблюдающие указанные ограничения (не выполняющие соответствующие обязанности), выдворяются за пределы территории физкультурноспортивных сооружений и специально оборудованных мест для болельщиков без возмещения стоимости входного билета и привлекаются к ответственности в случаях, установленных законодательными актами. Указаний на права, которые предоставляются спортивным болельщикам, Закон не содержит. Отметим, что права и обязанности болельщиков также могут определяться организаторами проведения спортивных соревнований. Так, например, права и обязанности, возлагаемые на спортивных болельщиков, можно найти в Правилах поведения зрителей на стадионах во время проведения футбольных матчей и других массовых соревнований, утвержденных на заседании бюро Исполнительного комитета Белорусской федерации футбола протоколом от 27.03.2013 N 6 (далее - Правила)

Правила устанавливают следующие права болельщиков: - при наличии входных билетов, абонементов, приглашений, других документов установленного образца входить на стадион до и во время матча. Время начала прохода на стадион определяется совместным решением организатора матча, администрации стадиона и правоохранительных органов; - пользоваться всеми услугами, предоставляемыми организаторами матча и администрацией стадиона; - приносить на трибуны стадиона и использовать: табачные изделия и зажигалки при условии их использования только в специально отведенных для курения зонах; атрибутику, официально утвержденную руководителями клубов и местными правоохранительными органами. Отдельные права предусмотрены для представителей объединений болельщиков, которым в целях поддержки команды (при назначении ответственных из числа болельщиков за каждую единицу нижеуказанных средств поддержки) разрешен пронос и использование: - барабанов с одной мембраной, с открытым дном, диаметром до 60 см и высотой до 40 см, со штатными палочками; - утвержденных баннеров различных конфигураций при условии, что они будут размещены на трибунах таким образом, что не будут мешать просмотру матча другими зрителями. Баннеры должны быть изготовлены из невоспламеняющихся материалов. Содержание баннеров должно быть направлено только на поддержку своего клуба, не должно содержать оскорбительных, нецензурных, провокационных текстов, слов, символов, изображений; - флагов на пластиковом пустотелом древке. Длина древка не может превышать 1,5 м. Флаги должны быть изготовлены из невоспламеняющихся материалов. Использование таких флагов разрешено на "гостевом" и "фанатском" секторах. Содержание изображений на флагах должно быть направлено только на поддержку своего клуба, не должно содержать оскорбительных, нецензурных, провокационных текстов, слов, символов, изображений. В свою очередь спортивные болельщики обязаны: - предъявлять сотрудникам, осуществляющим контрольно-пропускной режим, входные билеты, абонементы, приглашения, другие документы, дающие право прохода на стадион, а также пропуска на въезд автотранспорта на прилегающую территорию; - в целях обеспечения безопасности и воспрепятствования проноса запрещенных предметов при входе на стадион, а в некоторых случаях при входе на прилегающую огороженную территорию, проходить спецконтроль (досмотр); - занимать места на трибунах согласно входным билетам, абонементам и приглашениям; - выполнять законные распоряжения организатора матча, администрации стадиона, сотрудников правоохранительных органов и Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, соблюдать общественный порядок и общепринятые нормы поведения; - незамедлительно сообщать администрации стадиона и сотрудникам правоохранительных органов о случаях обнаружения подозрительных предметов, случаях задымления или пожара, совершающихся правонарушениях, других угрозах безопасности; - бережно относиться к имуществу стадиона, соблюдать чистоту. Кроме этого, Правилами устанавливается обширный перечень запретов, налагаемых на болельщиков на время проведения футбольных матчей и других массовых соревнований. В соответствии со статьей 11 Технического регламента Континентальной хоккейной лиги, утвержденного протоколом Правления Континентальной хоккейной лиги от 30.03.2011 N 6, при проведении матчей чемпионата Континентальной хоккейной лиги болельщикам (зрителям) разрешается проносить в спортсооружение и использовать в ходе матча для поддержки своего клуба следующую атрибутику: а) шарфы, головные уборы, предметы одежды, содержащие знаки отличия клуба; б) атрибутику, официально реализуемую клубами в спортсооружении. Владельцы атрибутики обязаны предъявлять ее при входе на спортсооружение. Представителям объединений болельщиков разрешается использовать строго определенные средства поддержки своих клубов (барабаны, баннеры, флаги и т.д.) при назначении ответственных за каждое из таких средств

Представляется интересным привести примеры нормативного регулирования статуса спортивных болельщиков в законодательстве других государств. В Спортивном кодексе Франции значительное число норм посвящено вопросам организации и проведения спортивных мероприятий, в частности, обеспечению их безопасности (статьи L332-1 - L332- 21). В частности, в Спортивном кодексе Франции прописаны меры по борьбе с организациями спортивных болельщиков, совершающих противозаконные действия. Так, любые ассоциации или объединения, целью которых является поддержка спортивной ассоциации, чьи члены совместно во время проведения спортивного мероприятия или в связи с его проведением совершили действия, нанесшие ущерб имуществу, насильственные действия или действия, направленные на разжигание ненависти или дискриминации в отношении людей по причине их происхождения, пола, а также их действительной или предполагаемой национальной и религиозной принадлежности, иным признакам, могут быть расформированы на основании постановления, после уведомления консультативной национальной Комиссии по предупреждению насильственных действий во время проведения спортивных мероприятий (статья L332-18 Спортивного кодекса Франции). В Спортивном кодексе Франции также устанавливается целый комплекс мер ответственности за посягательства на безопасность спортивных мероприятий. Участие в открытом или тайном продолжении или возобновлении деятельности ликвидированных за нарушения ассоциаций или объединений наказывается одним годом тюремного заключения и штрафом в 15000 евро. Организация открытого или тайного продолжения или возобновления деятельности ассоциаций или объединений, ликвидированных (расформированных) в силу статьи L332-18 Спортивного кодекса Франции, наказывается двумя годами тюремного заключения и штрафом в 30000 евро. Вышеуказанные наказания увеличиваются соответственно до трех лет тюремного заключения и штрафа в 45000 евро и до пяти лет тюремного заключения и штрафа в 75000 евро, если нарушения, ставшие причиной для ликвидации (расформирования) ассоциации или объединения, были совершены в связи с происхождением, полом, а также действительной или предполагаемой национальной и религиозной принадлежностью пострадавших лиц (статья L332-19 Спортивного кодекса Франции). Предусмотрены санкции, применяемые и в отношении отдельных лиц - нарушителей общественного порядка на спортивных мероприятиях. Так, лицу, виновному в совершении такого рода правонарушения, в качестве дополнительного наказания может быть запрещено находиться около и входить в помещение, где проходит спортивное мероприятие, на срок до пяти лет (статья L332-11 Спортивного кодекса Франции). Кроме того, если своим поведением в связи с проведением спортивных мероприятий лицо представляет угрозу для общественного порядка, представитель государства в департаменте, а в Париже - префект полиции могут в административном порядке мотивированным постановлением в качестве превентивной меры запретить ему нахождение в помещении, где проходят такие мероприятия или публичные трансляции, либо около него (статья L332-16 Спортивного кодекса Франции)

Спортивный кодекс Франции (Законодательная часть): пер. с французского, вступительная статья с кратким комментарием к.ю.н. А.А.Соловьева; предисловие д.ю.н., проф. С.В.Алексеева / Комиссия по спортивному праву Ассоциации юристов России. - М., 2009. - Вып. 2. - С. 30. - (Серия: "Актуальные проблемы спортивного права"). Нормы об ответственности спортивных болельщиков можно найти и в законодательстве Российской Федерации. В преддверии Олимпийских игр в Сочи летом 2013 года были внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП Российской Федерации). В частности, была введена новая статья 3.14 "Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения". Согласно части 1 указанной статьи административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения заключается во временном запрете гражданину на посещение таких мест в дни проведения официальных спортивных соревнований и устанавливается за нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований. Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения назначается судьей. Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения устанавливается на срок от шести месяцев до семи лет (часть 2 статьи 3.14 КоАП Российской Федерации). Установлена в КоАП Российской Федерации и административная ответственность за нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований (статья 20.31). Так, нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до десяти тысяч рублей или обязательные работы на срок до ста шестидесяти часов с наложением административного запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения на срок от шести месяцев до трех лет либо без такового. Повторное совершение данного административного правонарушения или совершение указанного правонарушения, повлекшее за собой приостановление либо прекращение официального спортивного соревнования, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток с наложением административного запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения на срок от шести месяцев до семи лет либо без такового. Вопросы поведения болельщиков во время проведения спортивных мероприятий находят свое регулирование и на уровне международных правовых актов. 19 августа 1985 г. была принята Европейская конвенция Совета Европы "О предотвращении насилия и хулиганского поведения зрителей во время спортивных мероприятий и в частности футбольных матчей (ETS N 120)" (далее - Конвенция). Несмотря на то что главной целью Конвенции является предотвращение и подавление насилия и хулиганского поведения зрителей во время футбольных матчей, государства - участники Конвенции договорились применять ее условия и к другим видам спорта и спортивным мероприятиям с учетом особых требований последних, в отношении которых существуют опасения насилия или хулиганского поведения. Согласно пункту 2 статьи 3 Конвенции государства - участники Конвенции обязались поощрять организованность и хорошее поведение клубов болельщиков и назначение из их числа представителей, призванных содействовать контролю и информации зрителей по случаю матчей и сопровождать группы болельщиков, выезжающих на матчи, проходящие в других местах. В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Конвенции в случае угрозы взрывов насилия и хулиганских действий государства - участники Конвенции следят - и в случае необходимости принимают соответствующее законодательство, включающее санкции за несоблюдение или другие надлежащие меры, - за тем, чтобы спортивные организации и клубы, а также в случае необходимости хозяева стадионов и государственные власти на основе полномочий, установленных внутренним законодательством, предпринимали конкретные действия вокруг стадионов и на стадионах для предупреждения или подавления такого насилия или таких хулиганских поступков. В положениях Конвенции также прописывается механизм осуществления международного сотрудничества в области борьбы со спортивными хулиганами. Отметим, что спортивные болельщики нечасто становятся участниками судебного разбирательства в рамках разрешения спортивных споров. Вместе с тем в практике международных судов имеются достаточно интересные примеры обращения спортивных болельщиков за защитой своих прав. Так, 7 марта 2013 г. Европейским Судом по правам человека было вынесено постановление по делу "Остендорф против Германии" (N 15598/08), в котором гражданин Остендорф заявлял о нарушениях пункта 1 статьи 5 Конвенции Совета Европы от 04.11.1950 N 5 "О защите прав человека и основных свобод (ETS N 5)" (далее - Конвенция о защите прав человека), который предусматривает право каждого на свободу и личную неприкосновенность. Из содержания постановления усматривалось, что заявитель направлялся из г. Бремена в г. Франкфурт-на-Майне с группой футбольных болельщиков для посещения футбольного матча. На основании полученных от бременской полиции сведений о том, что болельщики намерены применять насилие и что заявитель руководит ими, франкфуртская полиция провела обыск, изъяла приспособление для защиты зубов и несколько пар перчаток, наполненных песком, и взяла группу под наблюдение. Полиция также предложила заявителю оставаться с группой и задержала его за уклонение от этого. Мобильный телефон заявителя был изъят, заявитель содержался в полиции в течение четырех часов, а через час после матча его освободили. Жалоба заявителя во франкфуртскую полицию на незаконное задержание была отклонена, как и последующий иск против земли Гессен: административные суды со ссылкой на гессенский Закон об общественной безопасности и порядке решили, что заключение заявителя под стражу было необходимо для предотвращения неминуемого совершения насильственного преступления. В постановлении Европейского Суда по правам человека указывалось, что, несмотря на сравнительно непродолжительное содержание под стражей, заявитель был лишен свободы в значении пункта 1 статьи 5 Конвенции о защите прав человека. Франкфуртская полиция основала свою оценку о подготовке им насильственных преступлений на ряде фактических данных: информации, полученной от бременской полиции, средствах, обычно используемых в хулиганских столкновениях, которые были найдены у членов группы, контакте заявителя с хулиганом из г. Франкфурта и, наконец, на его уклонении от исполнения требования о нахождении в составе группы. Таким образом, полиция имела достаточную информацию для предположения о том, что заявитель планирует хулиганское столкновение, во время которого будут совершены конкретные преступления, а именно нападения и нарушения общественного спокойствия. Таким образом, его содержание под стражей могло рассматриваться как осуществлявшееся с целью предотвратить совершение им правонарушения по смыслу подпункта "c" пункта 1 статьи 5 Конвенции о защите прав человека. Что касается возможного обоснования содержания под стражей в соответствии с подпунктом "b" пункта 1 статьи 5 Конвенции о защите прав человека (никто не может быть лишен свободы иначе, как в случае законного задержания или заключения под стражу (арест) лица за неисполнение вынесенного в соответствии с законом решения суда или с целью обеспечения исполнения любого обязательства, предписанного законом) как осуществляемого "с целью обеспечения исполнения любого обязательства, предписанного законом", Европейский Суд по правам человека признал, что обязательство, возложенное на заявителя, было достаточно ясным и конкретным для соблюдения требований его прецедентной практики. Чтобы исключить применение произвольного содержания при таких обстоятельствах, до заключения о неисполнении данного обязательства требовалось, чтобы заинтересованные лица сознавали, от совершения каких действий они должны воздержаться, и продемонстрировали нежелание подчиниться. В настоящем деле заявитель сознавал, что от него требуется воздержаться от организации столкновения между враждующими группами хулиганов, и до задержания ему предлагалось оставаться с группой путешествующих болельщиков под угрозой ареста. Пытаясь избежать полицейского надзора и вступить в контакт с другим хулиганом, он продемонстрировал, что не намерен соблюдать обязанность сохранения порядка. Таким образом, заключение его под стражу обеспечивало исполнение обязанности воздержаться от организации драки и участия в ней и не имело карательного характера. Европейский Суд по правам человека не имел оснований полагать, что во время нахождения под стражей заявитель проявил готовность соблюдать свою обязанность по сохранению общественного порядка. Следовательно, его обязанность для целей подпункта "b" пункта 1 статьи 5 Конвенции о защите прав человека была исполнена, только когда она перестала существовать, поскольку матч закончился и другие хулиганы разошлись, и в этот момент он был освобожден. Соответственно его содержание под стражей в течение четырех часов было пропорционально цели обеспечения немедленного исполнения его обязанности в общественных интересах не препятствовать мирному прохождению спортивного мероприятия с участием большого количества зрителей и было оправдано с точки зрения подпункта "b" пункта 1 статьи 5 Конвенции о защите прав человека. Вместе с тем оно было законным в соответствии с гессенским Законом об общественной безопасности и порядке. В результате рассмотрения дела Европейский Суд по правам человека единогласно установил отсутствие нарушений статьи 5 Конвенции о защите прав человека <4>. -------------------------------- <4> Информация о постановлении ЕСПЧ от 07.03.2013 по делу "Остендорф (Ostendorf) против Германии" (жалоба N 15598/08) // СПС "КонсультантПлюс: Версия Проф" [Электронный ресурс]. - М., 2014. В заключение отметим, что законодательство Республики Беларусь относительно закрепления правового статуса спортивного болельщика может быть усовершенствовано с учетом имеющегося зарубежного опыта. Представляется, что вышеуказанные примеры установления в законодательстве конкретных мер ответственности за неподобающие действия спортивных болельщиков могут быть заимствованы и белорусским законодателем. Кроме того, полагаем необходимым установить в законодательстве понятие спортивного болельщика, а также урегулировать правовой статус объединений спортивных болельщиков. В данных вопросах за основу можно взять предложения по регулированию указанных аспектов в проекте Спортивного кодекса Республики Беларусь (далее - проект Спортивного кодекса), разработанного Комиссией по спортивному праву общественного объединения "Белорусский республиканский союз юристов" и размещенного на сайте объединения <5>. -------------------------------- <5> www.union.by. Так, в соответствии с положениями проекта Спортивного кодекса спортивный болельщик - физическое лицо, переживающее за спортивные результаты, показываемые спортивными клубами, спортсменами, тренерами, которых он поддерживает. Объединение спортивных болельщиков - общественное объединение, основанное на членстве болельщиков, главными целями которого являются представление и защита интересов своих членов, поддержка организаций физической культуры и спорта, спортивных клубов, спортсменов, тренеров и проведение общественного контроля в области спорта. Задачами объединения спортивных болельщиков являются: объединение разных по профессии, возрасту и иным признакам граждан на основе народной любви к конкретному виду спорта, спортивному клубу, спортсмену; формирование положительного морального облика и поведения болельщиков в ходе проведения спортивных мероприятий; установление и осуществление постоянного контакта с поддерживаемыми объединением спортивными клубами, спортсменами, тренерами для получения оперативной информации об их спортивной подготовке, результатах и жизнедеятельности; обеспечение организованной поддержки спортивных клубов, спортсменов, тренеров во время проведения спортивных соревнований; содействие борьбе с проявлениями насилия на спортивных мероприятиях, борьбе против любых форм дискриминации в спорте; участие в волонтерской деятельности при проведении спортивных мероприятий; содействие увеличению посещаемости спортивных мероприятий; содействие развитию у молодежи социальной активности, созданию и распространению новых форм проведения досуга молодежи; осуществление иной не запрещенной законодательством деятельности, направленной на популяризацию информации о поддерживаемом виде спорта, спортивном клубе, спортсмене. Объединение спортивных болельщиков вправе: свободно распространять информацию о своей деятельности; представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти и местного самоуправления в установленном законодательством порядке; выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения и участвовать в выработке решений органов государственной власти и местного самоуправления; осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законодательством об общественных объединениях; учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность. Объединение спортивных болельщиков обязано: осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством; размещать в средствах массовой информации отчет о своей деятельности и планируемых мероприятиях. Вместе с тем полагаем, что перечень прав и обязанностей спортивных болельщиков, посещающих спортивные мероприятия, может успешно регулироваться актами, принимаемыми непосредственными организаторами таких спортивных мероприятий (спортивными федерациями, лигами, клубами и т.д.).

 

ПРАВИЛА
поведения зрителей на стадионах во время проведения футбольных матчей и других
массовых соревнований
Настоящие Правила определяют нормы поведения зрителей на стадионе при посещении
футбольных матчей, проводимых на территории Республики Беларусь
1 Общие положения
1.1. Зрителями признаются граждане, прибывшие на стадион при наличии входного
билета, абонемента, приглашения, других документов установленного образца, и не
связанные с организацией и обеспечением проведения матча.
1.2. Организатор матча в целях обеспечения безопасности отдельных категорий зрителей
может вводить особые условия посещения матча для этих категорий с обязательным
уведомлением о принятом решении администрации стадиона, правоохранительных
органов, зрителей до начала реализации входных билетов.
1.3. Вход в стадион подразумевает принятие и добровольное исполнение зрителями
данных Правил, действующих в течение всего времени их нахождения на стадионе.
1.4. Контроль за соблюдением Правил возлагается на организатора матча, сотрудников
правоохранительных органов, МЧС, а также служб стадиона, привлекаемых для
обеспечения контрольно-пропускного режима, рассадки зрителей и охраны
общественного порядка (службы безопасности, контролеры, администраторы, стюарды,
волонтеры и др.).
1.5. Зрители, не соблюдающие Правила, не допускаются на стадион или выдворяются за
его пределы без возмещения стоимости входного билета, а в случаях совершения ими
противоправных действий привлекаются к административной или уголовной
ответственности.
1.6. Организатор матча вправе проводить фото-, видеосъемку зрителей с целью
предупреждения противоправной деятельности.
2 Болельщики имеют право
2.1. При наличии входных билетов, абонементов, приглашений, других документов
установленного образца входить на стадион до и во время матча. Время начала прохода
на стадион определяется совместным решением организатора матча, администрации
стадиона и правоохранительных органов.
2.2. Пользоваться всеми услугами, предоставляемыми организаторами матча и
администрацией стадиона.
2
2.3. Приносить на трибуны стадиона и использовать:
табачные изделия и зажигалки, при условии их использования только в специально
отведенных для курения зонах;
атрибутику, официально утверждѐнную руководителями клубов и местными
правоохранительными органами.
2.4. Представителям объединений болельщиков в целях поддержки команды, при
назначении ответственных из числа болельщиков за каждую единицу нижеуказанных
средств поддержки, разрешен пронос и использование:
•барабанов с одной мембраной, с открытым дном, диаметром до 60 см и высотой до 40
см, со штатными палочками;
•утверждѐнных баннеров различных конфигураций, при условии, что они будут
размещены на трибунах таким образом, что не будут мешать просмотру матча другими
зрителями. Баннеры должны быть изготовлены из невоспламеняющихся материалов.
Содержание баннеров должно быть направлено только на поддержку своего клуба, не
содержать оскорбительных, нецензурных, провокационных текстов, слов, символов,
изображений;
•флагов на пластиковом пустотелом древке. Длина древка не может превышать 1,5 м.
Флаги должны быть изготовлены из невоспламеняющихся материалов. Использование
таких флагов разрешено на «гостевом» и «фанатском» секторах. Содержание
изображений на флагах должно быть направлено только на поддержку своего клуба, не
содержать оскорбительных, нецензурных, провокационных текстов, слов, символов,
изображений.
Средства поддержки, содержащие слова и выражения на иностранном языке, должны
иметь русский перевод.
Средства поддержки, содержащие аббревиатуры и сочетания цифр, должны быть
утверждены руководством клуба и территориальными правоохранительными органами.
В случае нарушения болельщиками настоящих Правил может быть принято решение о
запрете использования на футбольных матчах вышеперечисленных средств поддержки.
3 Болельщики обязаны
3.5. Незамедлительно сообщать администрации стадиона и сотрудникам
правоохранительных органов о случаях обнаружения подозрительных предметов,
случаях задымления или пожара, совершающихся правонарушениях, других угрозах
безопасности.
3.6. Бережно относиться к имуществу стадиона, соблюдать чистоту.
4 Болельщикам запрещается
3
4.1. Находиться на стадионе в состоянии алкогольного, наркотического или
токсического опьянения.
4.2. Проносить на стадион, использовать, приводить в действие:
•спиртные напитки;
•любого вида оружие и боеприпасы;
•колющие или режущие предметы;
•дымовые шашки;
•фаеры;
•сигнальные ракеты;
•петарды;
•пиротехнику;
•иные вещества, предметы, изделия, в том числе самодельного изготовления,
использование которых может привести к задымлению, воспламенению и иным
негативным последствиям;
•огнеопасные, взрывчатые, ядовитые, отравляющие и едко пахнущие вещества;
•легковоспламеняющиеся, пожароопасные материалы и предметы;
•красящие вещества;
•наркотические средства;
•радиоактивные материалы;
•газовые баллончики нервнопаралитического и слезоточивого воздействия;
•лазерные устройства;
•другие предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия;
•жестяные банки, стеклянную, пластиковую посуду, бутылки и емкости;
•крупногабаритные вещи, мешающие другим зрителям, а также нормальному
проведению мероприятия;
•барабаны, дудки, мегафоны и другие подобные предметы, профессиональную фото- и
видеотехнику, средства для трансляции через интернет;
•радиостанции;
•вещи, размеры которых превышают 25Х25Х25 см.;
•предметы, которые могут быть использованы, как метательные: зонтики типа «Трость»,
упаковки «Тетрапак».
4.3. Курить в местах, где это запрещено администрацией стадиона.
4.4. Разжигать огонь.
4.5. Бросать предметы на трибуны, футбольное поле и пространство вокруг него, а также
целенаправленно в зрителей, футболистов, тренеров, судей, представителей клубов,
стадиона, сотрудников правоохранительных органов, официальных лиц организатора
соревнований.
4.6. Носить и выставлять напоказ знаки, атрибутику и иную символику фашистского и
расистского характера.
4.7. Использовать слова и выражения, а также жестикуляцию фашистского и расистского
характера.
4
4.8. Использовать нецензурные и оскорбительные слова и выражения, а также
жестикуляцию.
4.9. Использовать атрибутику, баннеры, скандирование, выкрики, жестикуляцию,
возбуждающие социальную, расовую, религиозную, национальную и
межгосударственную ненависть, а также социальное, расовое, религиозное,
национальное и межгосударственное превосходство.
4.10. Использовать элементы одежды, иные предметы и методы с целью скрытия лица.
4.11. Нарушать общественную мораль и нормы поведения путем обнажения частей тела
во время нахождения на стадионе.
4.12. Вести себя провокационно, угрожающе в отношении зрителей и участников матча,
создавать угрозу жизни и безопасности себе, другим лицам, или подвергать опасности
кого бы то ни было, каким бы ни было образом.
4.13. Выходить за ограждения к футбольному полю и на него, появляться в раздевалках
команд, судей, пресс-центрах и других служебных помещениях.
4.14. Находиться во время проведения матча в проходах, на лестницах, создавать помехи
передвижению участников и зрителей, вставать на сидения, прыгать, устраивать
имитацию противоправных действий, находясь на трибунах, забираться на ограждения,
парапеты, осветительные устройства, мачты, несущие конструкции, наносить вред
имуществу спортсооружения и зрителей.
4.15. Приходить на стадион с животными.
4.16. Проводить любые политические акции.
4.17. Осуществлять торговлю, распространять любым способом продукцию рекламного,
сувенирного, политического, религиозного и расистского характера (включая плакаты,
листовки, буклеты).
4.18. Осуществлять спекулятивную торговлю с рук входными билетами на матч.

свернуть