Инновационный проект

Сроки реализации инновационного проекта: август 2018 года – июнь 2022 года

Консультант инновационного проекта: Гирина Валентина Николаевна, заведующий кафедрой дидактики и частных методик УО «МГОИРО», кандидат педагогических наук, доцент

Руководитель инновационного проекта: Кудина Татьяна Петровна, директор государственного учреждения образования «Негорельская средняя школа №1»

Координатор инновационного проекта: Крылович Ольга Андреевна, заместитель директора по учебной работе государственного учреждения образования «Негорельская средняя школа №1»


 

Презентация опыта проектной деятельности

Презентация ссылка

свернуть

Информационная карта опыта реализации инновационного проекта

Тема инновационного проекта: Внедрение модели междисциплинарной интеграции при изучении предметов естественнонаучного и социально-гуманитарного циклов

Сроки реализации: 2018-2022

Адрес опыта: Государственное учреждение образования «Негорельская средняя школа №1»

 Руководитель  учреждения образования: Кудина Татьяна Петровна

 

Характеристики опыта

Описание характеристик опыта

1.          

Автор опыта

Крылович Ольга Андреевна, заместитель директора по учебной работе

2.                  

Актуальность опыта реализации проекта

 

Для современного человека чрезвычайно важна не столько энциклопедическая грамотность, сколько способность применять обобщенные знания и умения для разрешения конкретных ситуаций и проблем, возникающих в реальной деятельности. При таком подходе знания являются базой формирования компетентностей. Следует отметить, что понятие «грамотность» в концепции исследований PISA сводится к функциональной грамотности.  Положительное влияние на развитие функциональной грамотности учащихся может оказать межпредметная интеграция учебных предметов общественно-гуманитарного цикла. Одно из направлений активных поисков педагогических решений, способствующих развитию именно функциональной грамотности, является межпредметная интеграция предметов в школе. Интеграцию знаний учащихся можно считать основой для реализации компетентностного, деятельностного, культурологического, личностно-ориентированного подходов и приобретения функциональной грамотности. Интегративный подход к обучению содействует формированию целостного взгляда на мир и место человека в нем.

3.                    

Идея проекта

 

Цель: совершенствование функциональной грамотности учащихся посредством реализации межпредметной интеграции общественно-гуманитарного цикла.

Задачи проекта:

1.                 Обеспечить условия и разработать концептуальное представление для внедрения методик межпредметной интеграции общественно-гуманитарного цикла.

2.                 Разработать дидактическое обоснование и методический инструментарий для эффективной реализации модели межпредметной интеграции общественно-гуманитарного цикла как методологической основы совершенствования функциональной грамотности учащихся.

3.                 Создать развивающую образовательную среду на основе комплексного планирования образовательной деятельности в учреждении образования в системе: учебные занятия, интегрированные учебные занятия (обществоведение, история, белорусская литература, английский язык, география, искусство), факультативные занятия, способствующую формированию и развитию у обучающихся функциональной грамотности средствами реализации межпредметной интеграции предметов общественно-гуманитарного цикла.

4.

Результаты реализации проекта

 

-  В формате проекта на протяжении года накоплен материал для проведения учебных и факультативных занятий, связанных с темой проекта. Группой педагогов-инноваторов постоянно пополняется копилка научно-педагогической и научно-методической литературы.

-       На протяжении всего периода реализации проекта постоянно осуществлялась трансляция инновационного педагогического опыта. В первый год была создана творческая группа педагогов-инноваторов, которая изучала отдельные вопросы межпредметной интеграции и обменивались методами и приемами на заседании постоянно действующего семинара «От междисциплинарной интеграции к функциональной грамотности». В 2018/2019 учебном году было проведено четыре заседания: «Формирование функциональной грамотности как основное условие интеграции учащихся в современном мире», «Функциональная грамотность учителя как основа развития функциональной грамотности учащегося», «Межпредметная интеграция в преподавании гуманитарных дисциплин как средство повышения мотивации и формирования универсальных учебных действий», «Интеграция предметов общественно-гуманитарного цикла: проблемы и перспективы развития образования». Их структура включала учебно-методический и практический блоки, что позволяло не только освоить теоретические аспекты изучаемых вопросов, но и закрепить полученные знания. Все полученные навыки легли в основу учебных занятий по предметам социально-гуманитарного цикла и интегрированных учебных занятий. В учреждении образования педагоги представили свой опыт в рамках методического фестиваля «Компетентность педагога и функциональная грамотность учащихся как ресурс повышения качества образования». Кроме дидактических наработок (таблицы и схемы «Межпредметные связи» по отдельным учебным предметам в разрезе учебных программ IX-XI классов) были представлены мастер-классы по вопросам разработки интегрированных учебных занятий и представлен ряд открытых интегрированных учебных занятий. Сочетание учебных предметов было разнообразным: «История Беларуси» - «Белорусская литература», «Обществоведение» - «География» - «Английский язык», «Белорусская литература» - «Английский язык», «Обществоведение» - «История Беларуси».

5.

Представление опыта реализации проекта

Было  проведено районное методическое объединение учителей истории и обществоведения «Современные подходы к проектированию учебных занятий по истории и обществоведению с учетом новых трендов в историко-обществоведческом образовании», в рамках которого учитель истории и обществоведения Непогода Т.Н. провела мастер-класс «Метапредметные технологии, интеграция учебных предметов» и представлены открытые интегрированные учебные занятия. Своим опытом учителя делились на районных методических объединениях по учебным предметам «Белорусский язык» и «Белорусская литература», «Иностранный язык (английский)», «Искусство (отечественная и всемирная художественная культура)

В рамках социально-общественной презентации учреждения образования в 2019-2022 годах опыт реализации инновационного проекта был представлен на:

республиканской конференции «Инновационная образовательная практика как стратегия развития» (Приложение 9);

семинаре директоров Минской области «Эффективное управление качеством образования» (октябрь 2020) (Приложение 11, 12);

районном семинаре-практикуме «Музейная педагогика и ее возможности в совершенствовании образовательного процесса», где был представлен опыт интеграции предметов социально-гуманитарного цикла при организации проектной деятельности (ноябрь 2019);

районном методическом объединении учителей, которые преподают учебный предмет «Искусство (отечественная и всемирная художественная культура)», где был представлен опыт проведения учебных занятий с использованием принципов метапредметного подхода (октябрь 2019);

областном семинаре «Развитие воспитательного пространства как условие повышения качества образования» для членов областного клуба «Молодой директор» (март 2021);

заседании совета управления по образованию, спорта и туризма Дзержинского райисполкома (март 2020).

 

Результаты реализации инновационного проекта представлены в журнале «Образование Минщины»:

Крылович О.А. Педагогический совет в облаках (№ 5, 2021)

Тихая Д.В. Ад усведамлення да водгуку (№ 2, 2022)

6.

 

Распространение опыта реализации проекта

Разработка интегрированных уроков: интегрированный урок по обществоведению и географии «Политическая карта как знаковая система  социальной информации, носителем которой является культура» Третьякова Е.А., Соболевский Ч.А., учащиеся Х классов.  Тема интегрированного урока по обществоведению и географии «Политическая карта как знаковая система  социальной информации, носителем которой является культура» имеет большое теоретическое и практическое значение. В различных культурах формируются разные социальные представления одной и той же прошлой реальности. Они базируются на ценностях, убеждениях, социальном опыте и предшествующих знаниях. Методический материал представляет широкие возможности для формирования национальной идентичности и патриотизма, а так же критического мышления и профилактики этноцентризма и ксенофобии. Если это не формируется, то начинается обратный процесс, который приводит к конфликтным ситуациям, поиску «мнимого» врага, к локальным войнам и как следствие – изменение политической карты.

Интегрированный урок всемирной  истории и английского языка «Молодёжь и война» Х класс

Цель урока: создание условий для формирования негативного отношения к войне как социальному явлению, способствовать развитию толерантности в  личностных и международных отношениях.

Задачи урока:

Образовательная – познакомить учащихся с основными аспектами международных отношений; на основе материала урока выявить причины второй мировой войны, ход войны на первом этапе;

Развивающая – развитие логического мышления, как основы для выявления причинно-следственных связей; формирование навыков работы с опорным конспектом, закрепить умения учащихся работать с дополнительной литературой;

 Воспитательная – воспитание нравственной личности; воспитание неприятия войны, жестокости, уважение к человеческой личности как к высшей ценности.

       Интегрированный урок: история,   обществоведения и  белорусская литература в 10 классе.  Третьякова Е.А., Непогода Т.Н., Шавель Л.Ф. При подготовке и планировании данного урока авторы- разработчики опирались на следующие основные принципы:

·         Принцип научности: содержание учебного материала и методы его изучения должны быть научными, иначе дети не смогут овладеть основами знаний;

·         Принцип систематичности: его сущность заключается в том, что все знания, получаемые учащимися должны находиться в определённой системе; здесь учитываются и возрастные особенности школьников и последовательность в обучении;

·         Принцип доступности: тоже очень значимый принцип в обучении - если неправильно будет отобран и генерализирован учебный материал, и дети на уроке не поймут и не усвоят его, нет никакого смысла в проведении самого урока;

·         Принцип наглядности: этот принцип просто незаменим. И как бы то ни было, на любом уроке с учётом темы и содержания материала необходимо приготовить всё то, что могло бы помочь детям понять тему занятия.

·         Принцип сознательности и активности: учитель при подготовке урока применяет весь свой опыт преподавания, чтобы учить детей «не мыслями, а мыслить», способствовать самостоятельному поиску знаний по изучаемой теме, тогда знания, полученные детьми, становятся осознанными.

·         Принцип прочности обучения: объясняя этот принцип, хочется сказать о том, что все дидактические принципы взаимосвязаны между собой, так как если не соблюсти один из них, не получится полноценного образования. Вполне понятно, что такое прочность знаний. Это знания не на один день, а информированность, образованность, грамотность для высокого общего развития личности и формирования достойного интеллектуально развитого человека.

·         Принцип индивидуализации развития детей: настоящий педагог всегда в любом детском коллективе заметит все индивидуальные способности, наклонности своих воспитанников. Известно, что в практической деятельности учителя индивидуальный подход повышает эффективность обучения. На уроке этот принцип может быть осуществим при соблюдении ряда условий: дифференцированный подход к каждому школьнику, доброжелательная, доверительная обстановка на уроке. Учитель должен понимать чувства и переживания каждого ученика. Особое внимание необходимо уделять одарённым детям.

Интегрированный урок: история и белорусская литература. Тема   урока «Коллективизация сельского хозяйства в БССР»

Цель урока – развитие общих компетенций учащихся, основанных на собственном опыте учебной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

способствовать  развитию интереса к историческому прошлому Родины, усвоению основных изучаемых понятий: коллективизация, сплошная коллективизация, кулаки, МТС;

Развивающие:

развивать навыки самостоятельной работы, развивать  умение работать с источниками и другим историческим материалом; оценивать полученные сведения с разных информационных источников и сопоставлять их с позиции собственной точки зрения, умение анализировать, структурировать, обобщать, делать выводы, сопоставлять различные умозаключения и давать оценку.

Воспитательные:

способствовать воспитанию у учащихся бережливого  отношения  к земле, как основному природному ресурсу, формированию патриотизма и гражданской ответственности.

Интегрированный урок Исскуство и История           V класс

Тема: «Какой характер природы в стране пурпура?»

Цель: создание условий для систематизации и контроля качества знаний учащихся по теме «Финикия», развитие познавательной активности учащихся и   поиск неразрывной связи человека с природой через произведения искусства.

Планируемые результаты:

Предметные: Анализировать исторические факты и события по теме «Финикия»; устанавливать причинно-следственные связи, выявлять закономерности в развитии древних цивилизаций.

Метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к историческим событиям, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных; определять последовательность действий; формировать способность к преодолению препятствий; давать определение понятий; обобщать факты и явления.

Личностные УУД: Осознавать важность изучения истории; выражать своё отношение к роли природы  в жизни человечества. Непогода Т.Н., Тихая Д.В.

 

 

свернуть

Цель и задачи инновационного проекта:

Цель инновационного проекта: совершенствование функциональной грамотности учащихся посредством реализации межпредметной интеграции общественно-гуманитарного цикла.

Задачи инновационного проекта:

1. Разработать дидактическое обоснование и методический инструментарий для эффективной реализации модели межпредметной интеграции общественно-гуманитарного цикла как методологической основы совершенствования функциональной грамотности учащихся.

2. Создать развивающую образовательную среду на основе комплексного планирования образовательной деятельности в учреждении образования в системе: учебные занятия, интегрированные учебные занятия (обществоведение, история, русский язык и литература, белорусский язык и литература, английский язык), факультативные занятия, способствующую формированию и развитию у обучающихся функциональной грамотности средствами реализации межпредметной интеграции предметов общественно-гуманитарного цикла.

3. Обеспечить организационно-управленческое, научно-методическое, психолого-педагогическое, информационное сопровождение инновационной деятельности, содействующее непрерывному профессионально-личностному развитию и овладению педагогами компетенциями в области инновационной деятельности.

4. Определить и реализовать комплекс мероприятий, обеспечивающих эффективное внедрение данного инновационного проекта (содержательные, организационно-деятельностные основы модели формирования и развития интеллектуальных способностей, функциональной грамотности и ключевых компетенций у учащихся в ходе образовательного процесса).

5. Сформировать, обобщить и распространить эффективный инновационный опыт работы в массовую образовательную практику.

свернуть

Участники инновационного проекта:

Третьякова Екатерина Афанасьевна, учитель истории и обществоведения

Непогода Тамара Николаевна, учитель истории и обществоведения

Шавель Людмила Францевна, учитель белорусского языка и литературы

Янович Алла Сергеевна, учитель белорусского языка и литературы

Доронкина Елена Витальевна, учитель английского языка

Валаханович Николай Николаевич, педагог-психолог

Учащиеся IX-XI классов

 

свернуть

Инновационность и новизна

Инновационность и новизна педагогического проекта заключается в системном подходе к проблеме, обозначенной в работе, в отборе и оптимальном сочетании различных педагогических технологий, что позволит осуществить межпредметную интеграцию смежных учебных предметов, развивать и совершенствовать функциональную грамотность, ключевые компетенции учащихся. Реализация интеграционного потенциала предметов социально-гуманитарного цикла позволит повысить качество образовательного процесса. Также инновационность данного проекта заключается в том, что он обладает целостностью, которая выражается в выстраивании образовательного процесса на основе компетентностного подхода при определении интеграционных возможностей учебных предметов социально-гуманитарного цикла и возможностью широкого внедрения в образовательную практику его методических продуктов в целях повышения качества образовательного процесса.

свернуть

Пути реализации инновационного проекта:

Научно-исследовательское направление:

·         определение методологических оснований инновационного проекта;

·         изучение уровня профессиональной компетентности и готовности учителей к инновационной деятельности;

·         изучение передового педагогического опыта по заданной проблеме;

·         мониторинг уровня обученности, уровня развития функциональной грамотности и ключевых компетенций учащихся, сравнительный анализ;

·         поэтапная диагностика результатов модели формирования ключевых компетенций учащихся.

Методическое направление:

·         создание комплексно-целевой программы по управлению инновационной деятельностью;

·         подбор дидактических и диагностических методов, способствующих развитию функциональной грамотности посредством реализации межпредметной интеграции предметов общественно-гуманитарного цикла;

·         определение методических компетенций учителя, необходимых в инновационном образовательном процессе.

Дидактическое направление:

·         внедрение модели межпредметной интеграции предметов общественно-гуманитарного цикла как методологической основы совершенствования функциональной грамотности учащихся;

·         планирование и разработка комплекса учебных и факультативных занятий, практико-ориентированных, компетентностных заданий и проектов, обеспечивающих развитие и совершенствование функциональной грамотности;

·         создание копилки методических разработок, направленных на формирование функциональной грамотности и ключевых компетенций учащихся.

Организационное направление:

·         создание учебно-планирующей документации: комплексно-целевой программы по управлению инновационной деятельностью, годовых планов осуществления проекта;

·         создание творческих формирований педагогов, участвующих в реализации инновационного проекта;

·         разработка индивидуальных планов участников инновационного проекта;

·         создание условий для эффективной методической подготовки учителей по осуществлению инновационной деятельности;

·         организация и проведение мастер-классов и семинаров-практикумов по теме инновационного проекта;

·         создание условий для презентации собственного опыта внедрения модели межпредметной интеграции предметов общественно-гуманитарного цикла как средства развития и совершенствования функциональной грамотности учащихся.

свернуть

Прогнозируемые результаты работы по инновационному проекту:

  • сформирована инновационная образовательная среда, направленная на создание психолого-педагогических условий для развития и совершенствования функциональной грамотности и ключевых компетенций учащихся;
  • достигнут высокий уровень компетентности педагогов в сфере формирования и развития функциональной грамотности и ключевых компетенций; повышение уровня инновационной культуры педагогического коллектива;
  • разработана и описана система развития и совершенствования функциональной грамотности и ключевых компетенций учащихся;
  • устойчивая положительная динамика уровня личностного развития учащихся (сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; успешная адаптация и готовность к продолжению образования);
  • обеспечена положительная динамика уровня обученности учащихся;
  • достигнута высокая степень удовлетворенности всех участников инновационной деятельности условиями, созданными для обеспечения качества образования, успешной социализации учащихся;
  • обеспечено распространение опыта работы в другие учреждения образования через выступления на конференциях, семинарах, районных методических объединениях и электронный образовательный ресурс;
  • подготовлены методические рекомендации по практическому освоению модели формирования ключевых компетенций и функциональной грамотности учащихся.
свернуть
поделиться в: