Советы дефектолога

Роль семьи в жизни ребенка с особенностями развития

 «Очаг», «колыбель», «радость и бытие» - так издавна называют семью. Благодаря семье человек, придя в этот мир, в прямом и переносном смысле становится человеком. Семья воздействует на человека на протяжении всей его жизни: то, что в детские годы приобретается в семье, будет использовано в дальнейшей жизни.

Появление в семье ребенка с особенностями в развитии сразу ставит на уровень семей, испытывающих серьезные социальные затруднения, нарушает социальные связи. Сегодня дети с нарушениями в развитии и их семьи остро нуждаются в социальной и моральной поддержке всего общества, в защите и помощи со стороны государства и различных служб: социальной, медицинской, педагогической, психологической.

Узнав о рождении ребенка с каким-либо отклонением, родители испытывают подчас противоречивые чувства – от недоверия и нежелания соглашаться с мнением врачей до полного отчаяния. У родителей появляется множество вопросов:

  • что с ребенком будет дальше?
  • кто виноват в рождении такого ребенка?
  • почему так получилось?
  • отказаться от такого ребенка или оставить?  и т.д.

С появлением ребенка в семье возникает множество проблем различного характера: материальные (кому-то приходится уволиться с работы), внутрисемейные (муж и жена обвиняют один другого в том, что родился такой ребенок), осложняется взаимосвязь семьи и общества.

Установлено, что у семей есть некоторые очень тяжелые периоды развития семейных отношений:

  1. Период связан с осознанием того, что ребенок болен, эмоциональной адаптацией, информированием других членов семьи о случившемся. Первой реакцией семьи на диагноз врачей может быть шок, невроз, отчаяние, поиски виноватых в случившимся.
  2. Второй период определяется спецификой развития ребенка в первые годы. В этот период семейный кризис усугубляется значительными финансовыми и временными затратами на различные мед. и др. услуги.
  3. Поступление ребенка в школу или др. специальное учреждение, уточнение формы обучения, хлопоты по устройству внешкольной деятельности.
  4. Четвертый период начинается с переходом ребенка в подростковый возраст. Возникают проблемы, связанные с изоляцией от сверстников и одиночеством, планирование будущей занятости ребенка.
  5. Пятый этап – это начало взрослой жизни. Семья озабочена поисками подходящего места обучения или проживания повзрослевшего ребенка.
  6. Взрослая жизнь члена семьи с ограниченными возможностями. Обеспечение ребенка жильем, работой, мед. обслуживанием, организация его свободного времени – вот круг проблем семьи.

Для ребенка с особенностями в развитии необходима длительная, постоянная помощь близких, их любовь, терпение и выдержка. Не стоит огорчаться и отчаиваться, если результаты ваших усилий сразу не заметны, они обязательно появятся, но при этом семье понадобится квалифицированная помощь и советы специалистов: врачей, логопедов. соц. педагогов, психологов и др. Для того, чтобы мы могли вам помочь, важно, чтобы вы не замыкались в себе, а активно нам помогали. Ребенок должен чувствовать, что близкие его любят и понимают, всегда готовы придти на помощь. Такое отношение формирует у ребенка чувство безопасности, доброжелательного отношения к окружающим, стремление вступать с ними в контакт. Но некоторые родители могут применять ошибочные методы воспитания: воспитание ребенка по типу гипоопеки (ребенок практически предоставлен сам себе); гиперопека (ребенку не дают сделать шаг самому); полное отторжение ребенка (родители не воспринимает ребенка как личность). 

Проблемы семьи – это и проблемы общества. Только взаимосогласованные  действия семьи и общества могут способствовать реабилитации и адаптации детей к своему окружению. И не нужно стесняться и бояться обратится  за помощью.

 

свернуть

Советы родителям особого ребенка

Для полноценного и гармонического развития личности ребенку необходимо расти в теплом семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Особенно это важно для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Такой ребенок нуждается в усиленной поддержке и помощи близких ему людей. Создание и подержание в семье здорового психологического климата служит гарантией правильного развития ребенка и позволяет полнее раскрыть его потенциальные возможности.      Результат воспитания зависит от отношения родителей к самому факту рождения «особого» ребенка, выбора стиля и тактики его воспитания, понимания особенностей заболевания на всех этапах развития ребенка и сохранения уважительных отношений между всеми членами семьи.

А вот советы психолога:

  1. Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.
  2. Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.
  3. Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя “жертвой”, отказываясь от своей личной жизни.
  4. Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.
  5. Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений.
  6. Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами.
  7. Не бойтесь отказать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными.
  8. Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас.
  9. Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками.
  10. Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости.
  11. Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.
  12. Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.
  13. Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.
  14. Не изводите себя упрёками. В том, что у вас особенный ребёнок, вы не виноваты!
  15. Помните, что когда-нибудь ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите с ребенком о ней.

Мудрая притча «Горчичное зерно»

Однажды Будде повстречалась пожилая женщина. Она горько плакала из¬-за своей нелёгкой жизни и попросила Будду помочь ей. Он пообещал помочь ей, однако только в том случае, если она принесёт ему горчичное зерно из того дома, в котором никогда не знали горя. Ободрённая его словами, женщина начала поиски такого дома, а Будда отправился своим путём. Много позже он встретился её опять – женщина полоскала в реке бельё и весело напевала. Будда подошёл к ней и спросил, нашла ли она дом, жизнь в котором была счастливой и безмятежной? На что она ответила отрицательно и добавила, что поищет ещё попозже, а пока ей необходимо помочь постирать бельё людям, у которых горе еще тяжелее её собственного.

свернуть

Развитие речи у детей раннего возраста

Раннее детство является сензитивным периодом к усвоению речи. Автономная речь ребенка довольно быстро (обычно в те­чение полугода) трансформируется и исчезает. Необычные и по звучанию, и по смыслу слова заменяются словами «взрослой» ре­чи.

Условия речевого развития

Переход на новый уровень речевого развития возможен только в благоприятных условиях — при полноценном общении ребенка со взрослыми. Если общение со взрослыми недостаточно или, наоборот, близкие ис­полняют все желания ребенка, ориентируясь на его автономную речь, освоение речи замедляется. Наблюдается задержка речевого развития и в тех случаях, когда растут близнецы, интенсивно об­щающиеся друг с другом на общем детском языке.

Этапы  речевого  развития

Первый этап речевого развития приходится на возраст от одного до 1,5 лет и связан с формированием пассивной и активной речи.

Пассивная  речь.  В раннем возрасте быстро растет пассивный словарь — количе­ство понимаемых слов. Речь взрослого, организующая действия ребенка, понимается им достаточно рано. К этому времени ребенок начинает понимать и инструкции взрослого относительно совместных действий. Тем не менее примерно до 1,5 лет у ребенка развивается  только понимание речи при еще весьма незначительном приросте активного словаря.

Активная  речь Интенсивно развивается и активная речь: растет активный словарь, при этом количество произносимых слов намного меньше, чем понимаемых. Называть вещи своими словами ребенок начинает в возрасте около одного года. К этому времени дети обычно имеют уже представления об окружающем мире в виде образов. В этих условиях для начала освоения речи ребенку остается связать имеющиеся у него образы с сочетаниями звуков, произ­носимыми взрослыми в его присутствии при наличии в поле зрения соответствующих предметов или явлений.

Второй этап речевого развития приходится на возраст примерно от 1,5 до 3 лет. На втором году жизни резко возрастает активный словарь ребенка. После полутора лет наступает рез­кий скачок в развитии речи. К концу второго года жизни дети знают уже примерно 300, а к трехлетнему возрасту—1200—1500 слов.  На этом же этапе речевого развития  дети начинают использовать предложения в своей речи.

Растет интерес ребенка к окружающему его миру. Ребенок все хочет узнать, потрогать, увидеть, услышать. Особенно его интересуют названия предметов и явлений, и он то и дело задает взрослым вопрос: «Что это?» Получив ответ, ребенок самостоятельно повторяет его, причем, как правило, заучивает название сразу, без особого труда вспоминая и воспроизводя его. Пассивный словарь ребенка в этом возрасте не намного отличается от активного, и их соотношение в трехлетнем воз­расте составляет примерно 1:1,3.

Предложения. Вначале ребенок пользуется однословными предложениями, выражающими какую-либо законченную мысль. Такие слова-предложения возникают в связи с некоторой конкретной, зрительно воспринимаемой ситуацией. Затем появляются предложения, состоящие из двух слов, включаю­щие как подлежащее, так и сказуемое. Смысл таких двухсловных предложений тот же самый: некоторая мысль или целостное высказывание.

В этом  возрасте дети научаются комбинировать слова, объединяя их в небольшие двух-трехсловные фразы, причем от таких фраз до целостных предложений они прогрессируют довольно быстро. Вторая половина второго года жизни ребенка характеризуется переходом к активной самостоятельной речи, направленной на  управление поведением окружающих людей и на овладение собственным поведением.

свернуть

Как найти с ребенком общий язык

Ребёнку любого возраста важно, чтобы родители понимали, что он чувствует в данный момент. Ваша задача – дать детям понять, что он может поговорить с вами обо всём, что происходит в их жизни. Единственный способ достичь этого – внимательно выслушивать всё, что ребёнок говорит вам, не встревая со своими собственными суждениями и не обвиняя его почём зря во всех смертных грехах.

Налаживание продуктивного общения даст вам фору на подростковый период, когда найти общий язык будет ещё сложнее, а вопросы будут гораздо более каверзными и запутанными. Если в возрасте 8-9 лет не начать обсуждать с ребёнком вопросы морали, взаимоотношения полов, опасность наркотиков и т.п., подростковые годы, скорее всего, пройдут под эгидой бесконечного противоборства. К тому же, методы воспитания, действовавшие на ребёнка в более юном возрасте, на восьмилетнего ребёнка действовать перестают, поэтому для лучшего взаимопонимания с ребёнком наладить общение просто необходимо.

Основные принципы плодотворного общения

  • Начало разговора должно подразумевать продолжение. Например, вопрос должен звучать так: "Расскажи, как прошёл ваш поход", а не так: "Тебе понравился поход?"
  • Общение должно быть двусторонним. Нужно не просто сообщать или советовать что-то ребёнку, а выслушивать его точку зрения и пытаться понять, что он чувствует.
  • Вдумчивое слушание – самый эфективный способ общения с ребёнком этого возраста. Следует понимать, принимать и уважать взгляды и опасения ребёнка. Постарайтесь понять эмоциональную составляющую, которую зачастую не выразить словами; поймите, что ребёнок чувствует, и ответьте на его чувства. Например, скажите: "Наверное, тебя это очень разозлило". Также можно переспросить для уточнения подробностей: "Ты хочешь сказать, что ваш учитель уйдёт из школы в конце полугодия?"   

Слушаете ли вы?

Говорить – только половина общения. Умение слушать – не менее важный навык.

  • Прекратите ваши дела и уделите всё внимание ребёнку.
  • Смотрите ему в глаза.
  • Не перебивайте ребёнка раньше времени.
  • Слушая ребёнка, показывайте, что вы действительно слушаете его – кивайте, улыбайтесь, говорите "Ммм…" и т.д.
  • Пусть ребёнок поймёт, что вы всегда готовы выслушать и посочувствовать, в чём бы проблема ни заключалась: поссорился с другом, не удалось сколотить футбольную команду, получил плохие оценки на экзамене. Объясните, что ошибка – это не просто неудача, а способ научиться устраивать дела должным образом.

Часто родители, вместо полноценного общения с 8-9-летними детьми, лишь занимаются наставлениями и объясняют, в чём ребёнок неправ. Они используют такие фразы, как: "Я тебе говорила, что этого делать нельзя" или "Надо было меня слушаться". Если родители при каждом удобном случае пытаются посрамить детей или обвинить их в чём-то, у них возникает ощущение, что они никогда не научатся поступать, как надо.

Если ребёнок 8-9 лет видит, что все его попытки поговорить с родителями кончаются одной и той же родительской лекцией, он вскоре решит, что не стоит и пытаться.

Памятка для родителей "Как найти с ребенком общий язык"

  • Если у вас действительно нет времени выслушать ребёнка, объясните ему причину. Например: "Я сейчас занят, но через полчаса мы сможем поговорить об этом как следует".
  • У детей в этом возрасте повышается потребность в "личном пространстве", и вам следует отнестись к этому с уважением. Дети хотят больше независимости, и, возможно, не захотят вам рассказывать обо всём.
  • Постепенно ослабляйте контроль, и с вниманием относитесь к рассказам ребёнка о том, что у его сверстников есть права, которых нет у них – они ложатся спать позже, дольше смотрят телевизор, получают больше денег на карманные расходы. Может быть, пора пересмотреть семейные правила.
  • Если нужно, чтобы ребёнок вас послушался, сделайте так, чтобы это не ущемляло его право на собственную точку зрения – объясните, что пока он не вырастет, некоторые решения за него должны принимать родители.
  • В этом возрасте, когда дети начинают понимать больше об окружающем мире, нужно объяснять им, как важно уважать взгляды других людей. Объясните, что нельзя судить ни о чём, не обладая полной информацией. Научите ребёнка без предрассудков относиться к другим людям и их убеждениям.
  • Рассказывайте ребёнку о своих чувствах. Если вы расскажете, как вы устали на работе или как вы рады предстоящим выходным, ребёнок будет охотнее рассказывать о своих переживаниях. Однако ни в коем случае не загружайте ребёнка взрослыми проблемами, будь то личные отношения или финансовые затруднения. Не следует требовать от ребёнка эмоциональной поддержки.
  • Не стоит недооценивать роль невербального общения. Старайтесь замечать, когда ребёнок выглядит грустным и расстроенным. Скажите: "Ты выглядишь расстроенным – не хочешь рассказать, в чём дело?"
  • Побуждайте ребёнка говорить о своих делах в позитивном ключе. Например: "Я стараюсь разобраться в математике", а не "Я ничего не понимаю в математике".
  • Избегайте саркастических и уничижительных высказываний: "Ты дурак", "Как ты посмел такое сделать?". Постоянное унижение ведёт к неуверенности. Говорите лучше так: "Да, я понимаю, что ты имеешь в виду", или "Да, ты права, но…".
  • Постарайтесь выработать у ребёнка отношение к жизни по принципу"я могу". В этом возрасте уверенность ребёнка в собственных способностях может пошатнуться, он яснее воспринимает собственные недостатки и острее реагирует на отсутствие успехов в школьных предметах или в спорте.

 

свернуть

Как добиться взаимопонимания с ребенком

Быть родителем - сложное и ответственное дело. Как часто вы сталкиваетесь с тяжелыми вопросами и проблемами в процессе воспитания своих детей - будь то новорожденные малыши или уже довольно  взрослые дети? Наказывать ли ребенка, потакать ли его капризам? Конечно,  нет единого рецепта в воспитании детей.

Хорошо, если взрослые обучают и воспитывают детей, направляют их развитие без насилия, уважая личность ребенка. Надо внимательно и чутко выявлять интересы, склонности детей, поддерживать и развивать их. В представлении ребенка дошкольного возраста понятия о хорошем и плохом часто смещаются. Для детей характерно конкретное мышление, неспособность к обобщению. Поэтому ребенок обещает не делать то, за что его ругали, но в аналогичной ситуации поступит также.

Рождение «особенного» ребенка нарушает и изменяет уклад и климат в семье. Все её члены находятся в состоянии эмоционального стресса, и они не в состоянии правильно оценить степень проблем в развитии ребенка. Некоторые родители в борьбе с трудностями предпочитают опираться только на свои силы, замыкаются в себе, отгораживаются от мира.

Роль матери, воспитывающей ребенка с ОПФР, огромна. Она прилагает массу усилий для развития своего ребенка. Эмоциональный стресс матери  отражается, прежде всего, на взаимоотношении с супругом. Пониженный фон настроения, постоянное беспокойство, раздражительность матери, полное переключение ее внимания на больного ребенка формирует у отца чувство дискомфорта, эмоциональную опустошенность. Постоянное беспокойство матери за здоровье своего ребенка передается малышу. В связи с этим у ребенка появляются «вторичные» невротические расстройства, которые могут проявляться в различном виде, например,  заикание, энурез. Одной из причин невропатии может быть острый или хронический стресс при беременности, негативные последствия могут передаться плоду.

Дальнейшее развитие ребенка во многом зависит от того, как ведут себя родители. Ошибочным является воспитание ребенка в «культе» болезни. То есть, болезнь ребенка становится центром отношений в семье. Мать в такой семье принимает роль мученика и ее напряженность, агрессия влияют на семейные отношения, а это, прежде всего, наносит вред здоровью ребенка. Ребенок растет нервным, возбужденным, «терроризирует» всех, требуя к себе  постоянного внимания. Это может привести к конфликтам между родителями, обоюдным упрекам и критике.

Есть и такие случаи, когда родители понимают отставание в развитии как некое преходящее качество, исчезающее само по себе.  Родители часто говорят: «Придет время - пройдет» или «Перерастет». Это большая ошибка, так как упущенное время может привести к непоправимым последствиям.

Еще одной ошибкой родителей может быть то, что, заметив какое-либо отклонение у ребенка, они начинают «лечить» ребенка самостоятельно, применяя различные  методы, не проконсультировавшись со специалистами.

Одной из распространенных ошибок родителей является снижение требований к  ребенку, закрепление за ним положения «больного», что плохо влияет на психофизическое развитие. Часто в семьях, где есть и здоровые дети, складывается неправильный семейный уклад. Здоровому ребенку уделяется мало внимания. От него постоянно требуют, чтобы он во всем уступал «больному» ребенку, выполнял все его капризы. Все это отражается на формировании характера здорового ребенка, а иногда приводит к нервному срыву. Чрезмерная опека ребенка со стороны родителей приводит к тому, что они стремятся предупредить каждое движение ребенка, тем самым лишая его попытки что-то сделать самому.

Крайне неблагоприятное влияние на развитие «больного» ребенка оказывают неуважительные, грубые отношения супругов друг к другу, выраженные в скандалах, драках, конфликтах.

Крайне неблагоприятно на развитие ребенка влияет и педагогическая несостоятельность родителей, которая ярко  проявляется в применении к детям физических наказаний. Родители считают, что физическое наказание - это лучший метод воспитания послушания, уважения к взрослым. Физические наказания еще больше вызывают у детей задержку в развитии, наблюдается склонность к депрессии.

Родителям необходимо помнить, что «шрамы» в душе ребенка оставляют не только физические, но и психологические наказания, когда ребенок чувствует себя ненужным, отвергнутым.

Ребенок по-настоящему счастлив, когда чувствует заботу, внимание и любовь. Ребенок с особенностями в развитии очень впечатлительный. Малейшее проявление недоброжелательности глубоко ранит его, замыкается в себе и это усиливает его проблемы. Никогда не запугивайте ребенка.

Родителям следует иметь в виду, что многие дети с отклонениями часто проявляют раздражительность, агрессию, двигательную заторможенность. Они длительное время не могут контролировать свои эмоции, часто проявляют упорное непослушание, склонность к бурному поведению.

Относиться в такие моменты к детям нужно спокойно, ровно, доброжелательно, иначе реакция будет еще более бурной.

Родители должны быть не только оптимистами, но и реалистами. С одной стороны, им не следует требовать от «особого» ребенка слишком многого в плане обучения, с другой стороны, нельзя ничего не ждать от ребенка, особенно снижать требования к его поведению.

Таким образом, каждый ребенок со своим характером, со своими проблемами - это индивидуальность, и поэтому подход к каждому должен быть сугубо индивидуальным. Но есть много общего, в чем нуждается каждый ребенок без исключения.  Это любовь и забота родителей, внимание с их стороны, близкий эмоциональный контакт.  Все это играет большую роль в развитии ребенка.

ЛЮБИТЕ СВОИХ ДЕТЕЙ, ЖАЛЕЙТЕ ИХ, И ОНИ ВАМ БУДУТ ПЛАТИТЬ ТАКОЙ ЖЕ ЛЮБОВЬЮ.

 

свернуть

Зачем нужно развивать мелкую моторику рук

 Ученые, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.

Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.

Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика – движения всей рукой и всем телом.

Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша.

Сегодня у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание.  Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. Следствие слабого развития общей моторики, и в частности – руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. Зависимость между развитием тонких движений руки и речи была замечена еще в прошлом веке Марией Монтессори, а до нее – и Сегеном, т. е. можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.

Однако даже если речь ребенка в норме – это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы – невыполнимая и опасная задача – значит, и ваш ребенок не исключение.

Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Что же делать, если обнаружилось недостаточно хорошее развитие тонкой моторики? Во-первых, надо набраться терпения и постепенно, шаг за шагом, исправлять этот недостаток. А, во-вторых, заниматься развитием руки не время от времени, а систематически, каждый день. Особенно много об этом говорят в последнее время, создавая целые системы и пособия. А ведь можно сделать все намного проще!

 Разминать пальцами тесто, глину, пластилин, лепить что-нибудь.

 Нанизывать бусинки, пуговки на нитки.

 Завязывать узлы на толстой и тонкой верёвках, шнурках.

 Заводить будильник, игрушки ключиком.

 Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелками, красками.

Резать ножницами (желательно небольшого размера).

Конструировать из бумаги («оригами»), шить, вышивать, вязать.

Рисовать узоры по клеточкам в тетради.

Заниматься на домашних снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладина).

Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.

Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.

Делать пальчиковую гимнастику

Можно использовать для этого обычные занятия ребенка. Посмотрите, как ребенок моет и вытирает руки. Приучите его тщательно мыть каждый пальчик, а потом также тщательно вытирать его полотенцем, хорошо массируя каждую фалангу.

Если у вас есть приусадебный участок, воспользуйтесь этим и привлеките ребенка к сбору ягод. Когда вы готовите, например, пельмени, пусть и ребенок вместе с вами лепит их, польза будет безусловная. Очень полезно умение вдевать нитку в иголку – попробуй, попади с первого раза, ведь дырочка такая маленькая, а нитка такая непослушная!

Хорошо, если ребенок учится сам завязывать шнурки на ботинках, плести косички из волос (это, конечно, больше подходит девочкам), застегивать и расстегивать пуговицы, даже самые тугие. Все это заставляет пальчики ловко действовать и очень пригодится в дальнейшем.

Конечно, существуют и специальные игры и упражнения для развития тонкой моторики руки. Некоторые из них известны вам давно. Помните игру в тени, когда, строя комбинации из пальцев, можно показывать различные теневые фигуры – собачку, зайчика, оленя, человечка. Эта игра – как раз то, что вам нужно. Наверняка вы помните и другую распространенную игру: на столе под салфетку прячут несколько мелких предметов, ребенок должен на ощупь определить, что это за предмет.

В детских журналах сейчас можно найти очень  много развлекательно - развивающих заданий, например, когда требуется соединить точки и посмотреть, что за рисунок получится. К заданиям такого же типа относятся и различные лабиринты, дорисовка картинок, раскрашивание картинок и т. д. Важно приучать ребенка стремиться все делать аккуратно. Если у него не получается хорошо, не следует ругать его, торопить. Наоборот, его следует постоянно поощрять и вселять у него уверенность, что у него все получится. Надо только постараться.

Руки – инструмент тонкий, и «настраиваются» они в течение долгого времени. Очень полезны мозаики, аппликации, рисование карандашами, мелками, красками, а то и просто пальчиками, а также вырезание из бумаги. В общем-то, практически все действия, требующие работы руки и пальцев, способствуют формированию тонкой моторики руки.

свернуть