Специальное образование

Нормативные правовые документы

Инструктивно-методические письма

Образовательный стандарт

Специалист, курирующий вопросы специального образования

Василевская Евгения Владимировна, главный специалист управления по образованию, спорту и туризму Дзержинского райисполкома

Контактный  телефон:8 (01716) 76635,

г.Дзержинск, ул.Кирова, 10, каб.№3

 

Директор государственного учреждения образования "Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Дзержинского района"

Варивоцкая Татьяна Анатольевна, г.Дзержинск, ул.Островского, 49Е, 8(01716)71099;

Маковская Ольга Валентиновна, заместитель директора по основной деятельности 

 

Государственное учреждение образования "Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Дзержинского района"

https://ckroir.schoolnet.by/

 

ПМПК ГУО "Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Дзержинского района"

https://ckroir.schoolnet.by/%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C-%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%B0/%D0%BF%D0%BC%D0%BF%D0%BA

Что ожидает детей-инвалидов на пороге учебных заведений?

Пункт коррекционно-педагогической помощи

В рамках осуществления специального образования в ГУО «Негорельская средняя школа №1" проводится работа по оказанию помощи детям в условиях пункта коррекционно-педагогической помощи (ПКПП)

Что такое пункт коррекционно-педагогической помощи (далее – ПКПП)?

ПКПП – структурное подразделение, которое может создаваться в учреждениях дошкольного и общего среднего образования. Это значит, что занятия организуются на базе того учреждения образования, которое посещает ребенок.

Зачем нужен ПКПП? Кто может посещать ПКПП? 

ПКПП нужен для оказания коррекционно-педагогической помощи лицам, осваивающим содержание образовательной программы дошкольного образования, образовательных программ общего среднего образования и имеющим стойкие или временные трудности в их освоении. Открытие ПКПП позволяет своевременно оказывать коррекционно-педагогическую помощь, что содействует повышению качества дошкольного или общего среднего образования.

Показания к зачислению в ПКПП:

  • фонетические нарушения речи (дислалия, стертая форма дизартрии, нарушение голоса, ринолалия),
  • фонетико-фонематические нарушения речи (дислалия, дизартрия, ринолалия),
  • нерезко выраженное общее недоразвитие речи,
  • нарушения темпо-ритмической стороны речи (заикание, брадилалия, тахилалия).
  • Различные варианты общего недоразвития речи при наличии II, III уровней речевого развития квалифицируются как тяжёлые нарушения речи и являются показанием к приёму в ПКПП в исключительных случаях, по решению ПМПК ЦКРОиР. Дети с тяжёлыми нарушениями речи (моторная алалия, сенсорная алалия, сенсомоторная алалия, общее недоразвитие речи I – III уровней) обучаются в группах для детей с ТНР,  учреждениях специального образования или иных учреждениях образования, реализующих образовательные программы специального образования на уровне дошкольного образования

Главными задачами ПКПП являются:

  • Осуществление углубленного психолого-педагогического обследования ребенка с целью определения оптимальных путей оказания коррекционно-педагогической помощи;
  • Создание необходимой коррекционно-развивающей среды для обеспечения индивидуально-ориентированной педагогической помощи детям по исправлению или ослаблению имеющихся речевых нарушений;
  • Формирование общих способностей к учению с целью обеспечения выполнения детьми образовательных стандартов на уровнях дошкольного и общего базового образования;
  • Повышение уровня интеллектуального развития детей за счет развития психических процессов, формирования позитивной мотивации к учебной деятельности, регуляции функций самоконтроля у детей;
  • Консультирование педагогов учреждения образования, на базе которого открыт пункт, законных представителей детей по вопросам индивидуализации обучения и воспитания.

Кто может направить на занятия в ПКПП? 

С целью выявления нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи ЦКРОиР совместно с учителем-дефектологом ПКПП проводится предварительное обследование детей (при наличии согласия родителей обучающихся и запроса руководителя учреждения образования). По итогам предварительного обследования выявляются обучающиеся, которые нуждаются в коррекционно-педагогической помощи. Учитель-дефектолог ПКПП сообщает родителям обучающихся о результатах предварительного обследования, проводит с ними разъяснительную работу о необходимости коррекционно-педагогической помощи и информирует их о процедуре психолого-медико-педагогического обследования в ЦКРОиР для получения заключения с рекомендациями об оказании коррекционно-педагогической помощи, графике работы психолого-медико-педагогической комиссии ЦКРОиР.

         С какого возраста ребенок может посещать занятия в ПКПП?

 Поскольку занятия в ПКПП организуются для детей, не испытывающих значительные трудности в усвоении программы, так называемых «легких» детей, то при решении вопроса о зачислении в ПКПП учитываются возраст ребенка и индивидуальные особенности ребенка. Нарушения звукопроизношения до 4,5 лет могут носить характер возрастной нормы.

 Могут ли зачислить ребенка в ПКПП без прохождения обследования в ЦКРОиР? 

Нет. Отказ от прохождения психолого-медико-педагогической комиссии ЦКРОиР является основанием для отказа в зачислении обучающегося с ОПФР в ПКПП. Учителем-дефектологом ПКПП разъясняются возможные последствия такого отказа законному представителю обучающегося. Зачисление в ПКПП осуществляется приказом руководителя учреждения образования ТОЛЬКО на основании следующих документов: заключения ЦКРОиР; заявления законного представителя обучающегося с ОПФР.

 Как долго ребенок может посещать ПКПП? 

Срок занятия ребенка в ПКПП зависит от стойкости и тяжести нарушения у ребенка. В заключении ЦКРОиР после прохождения обследования содержатся рекомендации по организации коррекционно-педагогической помощи с указанием периода, в течение которого рекомендовано оказание коррекционно-педагогической помощи обучающемуся с ОПФР.

Как осуществляется отчисление детей с занятий  в ПКПП? Надо ли повторно проходить комиссию? 

Отчисление обучающихся из ПКПП осуществляется приказом руководителя учреждения образования после исправления нарушений физического и (или) психического развития на основании списка обучающихся, исправивших нарушения психофизического развития, составленного по результатам обследования детей учителем-дефектологом ПКПП и специалистами ЦКРОиР и утвержденного директором ЦКРОиР. В соответствии с данным списком руководитель учреждения образования издает приказ на отчисление обучающихся из ПКПП после исправления нарушений физического и (или) психического развития.

Отчисление из ПКПП может  осуществляться по другим причинам: смена места жительства, перевод в иное учреждение образования, отказ законных представителей обучающегося с ОПФР от коррекционно-педагогической помощи. В данном случае основанием для отчисления из ПКПП служит заявление законных представителей обучающегося с ОПФР.

Комплектование групп пункта осуществляется, как правило, в начале учебного года с 1 по 15 сентября.

Дети,  нарушения психофизического развития, которых не могут быть исправлены в условиях пункта, проходят углубленное психолого-медико-педагогическое обследование в государственном ЦКРОиР с целью уточнения структуры, степени тяжести нарушения и определения адекватных условий организации учебного процесса (обучение в специальном учреждении образования, в специальной или интегрированной группе, специальном классе или классе интегрированного обучения).

свернуть

Советы дефектолога

Советы дефектолога по развитию мелкой моторики 

  • Подготовка руки ребенка к письму начинается задолго до прихода в школу. Рисование каракулей, штриховка, лепка, массаж пальчиков и кистей рук, работа с мозаикой, конструктором и многое другое поможет будущему ученику научиться красиво писать, не испытывая при этом усталости и отрицательных эмоций. Важно сразу научить ребенка правильно держать пишущий предмет. А как же правильно?
  • При письме пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным, большой палец расположен несколько выше указательного; опора на мизинец; средний и безымянный расположены почти перпендикулярно краю стола. Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца 1,5-2 см. Конец пишущего предмета ориентирован на плечо. Кисть находится в движении, локоть от стола не отрывается.
  • Вас должно насторожить, если ребенок активно поворачивает лист при рисовании и закрашивании. В этом случае малыш не умеет изменять направление линии при помощи пальцев. Если к школе ваш ребенок долго застегивает пуговицы, не умеет завязывать шнурки, часто роняет что-либо из рук, вам следует обратить внимание на развитие мелкой моторики. Что делать?
  • Разминать пальцами тесто, глину, пластилин. Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.
  • Нанизывать бусинки, пуговки на нитки.
  • Завязывать узлы на толстой и тонкой веревках и шнурках.
  • Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелом, ручкой и т.д.
  • Резать ножницами.
  • Конструировать из бумаги (оригами), шить, вышивать, вязать.
  • Делать пальчиковую гимнастику.
  • Рисовать узоры по клеточкам в тетради.

 Советы дефектолога по развитию дыхания     

Залогом четного произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное дыхание.

Все звуки нашей речи мы произносим, как известно, на выдохе. Соответственно, если речевой выдох неправильный – все звуки будут звучать смазано и нечетко. И наоборот, освоенный правильный выдох – по середине языка – способен нормализовать качество всех звуков речи у детей, а также значительно сократить время работы над каждым звуком. Выработка сильной направленной воздушной струи – это необходимое условие для постановки звука. Вести работу над развитием воздушной струи и речевого выдоха можно самыми разными способами: надувать воздушные шарики и мыльные пузырики, дуть в свисток, губную гармошку, дудочку, задувать свечки. Такие игрушки развивают и силу, и длительность воздушной струи. Направление выдоха труднее скорректировать. Тут применяются такие упражнения, как дутье на высунутый язычок, где нужно следить, чтобы воздушная струя шла по середине языка.

Выделяют основные направления для воздушной струи:

1) воздушная струя проходит по центру языка прямо. Это направление соответствует произнесению большинства звуков: губно-губных (В, В’, Ф, Ф’, заднеязычных (К, К’. Г, Г’. Х, Х’), переднеязычных (Т, Т’, Д, Д’), свистящих (С, С’, З, З’, Ц).

2) струя проходит по центру языка вверх. Это направление характерно для произнесения шипящих (Ш, Ж, Щ, Ч) звуков и вибрантов (Р, Р’). 3) струя проходит по боковым краям языка. Это направление характерно для произнесения смычно-проходных (Л, Л’) звуков.

Формирование воздушной струи для разных групп звуков:

• Широкая струя (для произнесения шипящих звуков); узкая струя (для произнесения свистящих звуков).

• Тёплая струя (для произнесения шипящих звуков); холодная струя (для произнесения свистящих звуков).

• Рассеянная или направленная воздушная струя.

• Слабая или сильная воздушная струя.               

Рекомендации:

• Упражнения проводить в проветренном помещении. 

• Лучшие результаты достигаются, если упражнения выполнять в свободном положении тела, не сидя, а стоя: осанка прямая, грудная клетка расправлена.

• Вдох делается глубокий и спокойный, через нос. Выдох делается через рот: лёгкий, плавный, длительный.

• Следить за направлением воздушной струи. 

• Упражнения не длятся дольше 3 минут.

• Следует правильно дозировать количество и темп упражнений: интенсивно дуть не более 5 раз.

• Следить, чтобы во время упражнений не надувались щёки. 

• Выдыхаемый воздух нельзя задерживать. 

• Упражнения легче выполняться под счет.

• Для зрительного контроля на начальных этапах допускается использование зеркала. 

• Выдыхаемую струю воздуха контролируют с помощью ватки, поднесённой ко рту ребёнка: при правильном выполнении ватка будет отклоняться.

Практические советы по оказанию помощи «леворуким детям»

Предлагайте ребенку как можно больше шнуровать, завязывать и развязывать узелки (левой рукой)

  • Пусть выкладывает мозаику, собирает пазлы.
  • Полезно собирать – разбирать модельки из «Лего», раскручивать – закручивать мелкие детали конструктора.
  • Раскладывать карточки, сдавать карты – тоже хорошая тренировка.
  • Очень хорошее упражнение – обводить предметы по контуру.
  • Очень полезно рисовать, раскрашивать, лепить из пластилина, делать аппликации.
  • Хороших результатов помогает добиться штрихование.
  • Можно предложить ребёнку конструировать буквы из палочек разной длины, спичек.
  • Ещё один вид упражнений, который направлен на тренировку внимания и памяти, это срисовывание.
  • Руки ребёнка – левши должны лежать на столе так, чтобы локоть левой руки немного выступал за край стола, и левая рука свободно двигалась по строке сверху вниз, а правая - лежала на столе и придерживала лист.
  • Никаким образом не проявляйте своё негативное отношение к леворукости ребёнка. В общении  придерживайтесь тактики совета.

 

свернуть

Десять «почему» детям необходимо читать

  1. Благодаря чтению развивается РЕЧЬ ребенка и увеличивается его словарный запас. Книга учит маленького человека выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми.
  2. Чтение развивает МЫШЛЕНИЕ. Из книг ребенок учится абстрактным понятиям и расширяет горизонты своего мира. Книга объясняет ему жизнь и помогает увидеть связь одного явления с другим.
  3. Работа с книгой стимулирует ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ, позволяет работать фантазии и учит детей мыслить образами.
  4. Чтение развивает познавательные интересы и расширяет КРУГОЗОР. Из книг и периодики ребенок узнает о других странах и другом образе жизни, о природе, технике, истории и обо всем, что его интересует.
  5. Книги помогают ребенку ПОЗНАТЬ САМОГО СЕБЯ. Для чувства собственного достоинства очень важно знать, что другие люди думают, чувствуют и реагируют так же, как он.
  6. Книги помогают детям ПОНЯТЬ ДРУГИХ. Читая книги, написанные писателями других культур и других эпох, и, видя, что их мысли и чувства похожи на наши, дети лучше понимают их и избавляются от предрассудков.
  7. Хорошую детскую книжку можно читать ребенку вслух. Процесс совместного чтения способствует ДУХОВНОМУ ОБЩЕНИЮ родителей и детей, установлению взаимопонимания, близости, доверительности.  Книга объединяет поколения.
  8. Книги - ПОМОЩНИКИ РОДИТЕЛЕЙ в решении воспитательных задач. Они учат детей этике, заставляют размышлять о добре и зле, развивают способность к сопереживанию, помогают научиться входить в положение других людей.
  9. Книги придают СИЛЫ И ВДОХНОВЕНИЕ. Они увлекают и развлекают. Они заставляют детей и взрослых смеяться и плакать. Они сокращают одиночество, приносят утешение и указывают выход из трудного положения.

Чтение - самое ДОСТУПНОЕ И ПОЛЕЗНОЕ для интеллектуального и эмоционально-психического развития ребенка занятие. Книгу можно брать с собой, куда угодно. Ее можно бесплатно взять в библиотеке, и ей не нужна электросеть.

свернуть