Экспериментальный проект

Экспериментальный проект: «Апробация модели развития предприимчивости как средства профориентации и социализации учащихся II и III ступени общего среднего образования»

 

Сроки реализации экспериментального проекта: сентябрь 2020 года – май 2022 года

 

Консультант экспериментального проекта: Метлицкая Тереса Ивановна, старший преподаватель кафедры педагогики, исследователь в области  педагогических наук ГУО «Минский городской институт развития образования»

 

Руководитель экспериментального проекта: Кудина Татьяна Петровна, директор государственного учреждения образования «Негорельская средняя школа №1»

 

Координатор экспериментального проекта: Юргель Ольга Михайловна, заместитель директора по воспитательной работе государственного учреждения образования «Негорельская средняя школа №1»

Участники экспериментального проекта:

Белоножко Елена Ивановна, учитель химии, педагог дополнительного образования;

Бурак Виктория Олеговна, учитель английского языка, классный руководитель XI «Б» класса;

Жук Елена Васильевна, учитель математики, классный руководитель XI «А» класса;

Непогода Тамара Николаевна, учитель истории, классный руководитель IX «Б» класса;

Пармонова Жанна Викторовна, учитель английского языка, классный руководитель VIII «Б» класса;

Соболевский Чеслав Антонович, учителя географии;

Чемерис Юлия Владимировна, учитель английского языка, классный руководитель Х класса;

Шавель Людмила Францевна, учителя белорусского языка и литературы, классный руководитель VIII «А» класса;

Янович Алла Сергеевна, учителя белорусского языка и литературы, классный руководитель IX «А» класса;

Валаханович Николай Николаевич, педагог-психолог

Учащиеся VIII-XI классов

свернуть

Цель экспериментального проекта

Проверить эффективность внедрения в практику учреждений образования модели (с использованием имитационной и практической модели учебной бизнес-компании) развития предприимчивости как качества личности на II и III ступени общего среднего образования, способствующей успешной социализации и профессиональному самоопределению.

свернуть

Объект и предмет исследования

Объект исследования: социализация и профориентация учащихся на II и III ступени общего среднего образования.

 

Предмет исследования: модель (с использованием имитационной и практической модели учебной бизнес-компании) развития предприимчивости как качества личности на II и III ступени общего среднего образования, способствующая успешной социализации и профессиональному самоопределению.

свернуть

Задачи эксперимента

  1. Определить стартовые социально-педагогические условия становления и развития социальных и профессиональных компетентностей учащихся. Подготовить диагностический инструментарий, механизм обработки данных, анализа результатов.
  2. Экспериментально проверить модель развития предприимчивости у учащихся как потенциальных субъектов предпринимательской активности.
  3. Выявить субъективные и объективные закономерности возникновения индивидуальных проблемных ситуаций (и ситуаций успеха) на разных этапах становления обучающихся как потенциальных субъектов предпринимательской активности.
  4. Определить социально-педагогические условия и критерии эффективности модели развития предприимчивости.
свернуть

Значимость нововведения для системы образования

  • Впервые рассмотрена идея использования образовательной среды учреждения общего среднего образования для формирования предприимчивости учащихся.
  • Обоснованы дидактические возможности образовательной среды учреждения общего среднего образования для формирования предприимчивости учащихся.
  • Уточнено содержание понятия предприимчивость и предпринимательство применительно к педагогическому процессу учреждения общего среднего образования.
  • Выявлена логическая связь между предприимчивостью как качеством личности, профессиональным выбором и успешной социализацией.
  • Раскрыто содержание деятельности педагогов и учащихся, направленной на развитие предприимчивости (включенность знаний в учебный процесс, специально организованные внеучебные мероприятия, взаимодействие с не образовательными учреждениями и организациями).
  • Предложена педагогическая модель по использованию образовательной среды учреждения образования для формирования предприимчивости учащихся.

 

Основная идея: предложенная научно обоснованная модель формирования предприимчивости учащихся на II и III ступени общего среднего образования, построенная на основе учебных бизнес-компаний, станет средством профориентации и социализации.

 

Новизна проекта. Впервые предпринимательство рассматривается как важный фактор социальной успешности личности и вид профессиональной деятельности, к которой можно и нужно готовить.

 

свернуть

План реализации экспериментального проекта «Апробация модели развития предприимчивости как средства профориентации и социализации учащихся II и III ступени общего среднего образования» в 2020/2021 учебном году

п/п

Содержание работы (мероприятия)

Сроки проведе-ния меропри-ятий

Ответственные за проведение мероприятий

Результат

1.       

Заседание педагогического  совета «Достижения. Проблемы. Приоритетные направления развития учреждения образования на 2020/2021 учебный год»

август

2020 г.

руководитель учреждения образования

выписка из протокола педсовета, приказ, на основании решения педсовета

2.       

Внесение основных мероприятий экспериментального проекта в план работы учреждения образования

август

2020 г.

заместители директора по учебной работе

годовой план учреждения образования

3.       

Дополнение материалов периодической печати, сети Интернет, тематической литературы, создание аннотированного списка литературы по теме проекта

сентябрь 2020 г.

 

участники экспериментальной деятельности по реализации проекта

аннотированные список литературы, глоссарий

4.       

Инструктивно-методическое совещание по изучению нормативных правовых документов, регламентирующих экспериментальную деятельность в 2020/2021 учебном году

сентябрь 2020 г.

 

руководитель учреждения образования,

заместитель директора по учебной работе

 

протокол, локальные нормативные документы

5.       

Определение участниками экспериментальной деятельности, учебных и факультативных занятий, имеющих экспериментальный потенциал

сентябрь

2020 г.

 

 

 

участники экспериментальной деятельности по реализации проекта

локальные нормативные документы

6.       

Проведение родительского собрания в VII-XI классах с целью информирования о целях и задачах экспериментального проекта в текущем учебном году

сентябрь

2020 г.

 

 

 

заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители

протокол родительского собрания

7.       

Обновление на школьном сайте страницы «Инновационная и экспериментальная деятельность» с вкладками:

«В помощь педагогу, реализующему экспериментального проект», «Презентация реализации экспериментального проекта»

постоянно

 

заместители директора по учебной и воспитательной работе, руководитель бизнес-компании, учитель информатики

вкладки на сайте учреждения образования с материалами

8.       

Корректировка календарного плана экспериментальной деятельности, встреча с консультантом проекта

сентябрь 2020 г.

руководитель учреждения образования,

заместители директора по учебной и воспитательной работе

календарный план экспериментальной деятельности на 2020/2021 учебный год

9.       

Корректировка программы психолого-педагогического сопровождения экспериментальной деятельности

сентябрь 2020 г.

педагог-психолог

программа педагогического сопровождения экспериментальной деятельности, определение способов взаимодействия психолога с педагогами

10.  

Составление

педагогами индивидуальных планов экспериментальной деятельности

сентябрь

2020 г.

участники экспериментальной деятельности по реализации проекта

индивидуальные планы экспериментальной деятельности

11.  

Заседание методических объединений учителей учреждения образования (отражение вопросов профориентации на учебных и факультативных занятиях)

В течение года

заместитель директора по учебной работе

методические и дидактические материалы заседания, протокол

12.  

Оценочные процедуры по выявлению начального уровня сформированности предприимчивости учащихся 7-11 классов (в гомогенных по возрасту и мотивации группах)

сентябрь

2020 г.

педагог-психолог, участники экспериментальной деятельности по реализации проекта

аналитические материалы, протоколы результатов диагностики

13.  

Разработка планов работы, учебных программ занятий по интересам для подготовки к осознанному выбору профессии, обучению предпринимательству

сентябрь

2020 г.

участники экспериментальной деятельности по реализации проекта

планы,

учебные программы

14.  

Определение готовности педагогов, учащихся, законных представителей учащихся к занятию предпринимательством

октябрь

2020 г.

педагог-психолог, участники экспериментальной деятельности по реализации проекта

аналитические материалы, протоколы результатов диагностики

15.  

Определение  вида (видов) деятельности, которые могут осуществлять участники учебных бизнес-компаний с учетом возрастных особенностей и в соответствии с нормами Трудового Кодекса Республики Беларусь

ноябрь-май

2020 г.

участники экспериментальной деятельности по реализации проекта

результаты исследований

16.  

порядок и формы оформления трудовых отношений учреждения образования и участников учебных бизнес-компаний;

-механизм распределения доходов, полученных в результате деятельности учебных бизнес-компаний;

-формы коллективного и индивидуального поощрения участников учебных бизнес-компаний;

-порядок уплаты налогов (сборов, пошлин) и других платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды;

-порядок осуществления кассовых операций, иных операций с наличными денежными средствами, при необходимости – с иностранной валютой;

-порядок ведения статистической и ведомственной отчетности

ноябрь-май

2020 г.

участники экспериментальной деятельности по реализации проекта

локальные документы

17.  

Проведение мероприятий, нацеленных на формирование профессиональной идентичности,  предприимчивости как качества личности

постоянно

 

участники экспериментальной деятельности по реализации проекта

дидактические и методические материалы

18.  

Развитие эффективного партнерства учреждения образования с производством, бизнес-структурами и использование их потенциала для профессионального самоопределения,  обучения предпринимательству учащихся

постоянно

 

участники экспериментальной деятельности по реализации проекта

дидактические и методические материалы, протоколы встреч, фото- и водеоматериалы

19.  

Промежуточный мониторинг образовательного процесса в соответствии с критериями и показателями эффективности реализации экспериментального проекта

декабрь

2020 г.

педагог-психолог, участники экспериментальной деятельности по реализации проекта

аналитические материалы, протоколы результатов диагностики

20.  

Повышение квалификации участников экспериментальной деятельности на семинарах, тренингах и т.д.

в течение года

заместитель директора по учебной работе

свидетельства, сертификаты

21.  

Совещание при директоре: «Промежуточные итоги экспериментальной деятельности»

январь

2021 г.

заместители директора по учебной и воспитательной работе, педагог-психолог

аналитические материалы, протоколы результатов диагностики

22.  

Проведение тренингов, индивидуальных и групповых консультаций с участниками экспериментальной деятельности

в течение года

педагог-психолог

программы тренингов, фотоматериалы

23.  

Педагогический совет «Педагогическое проектирование как основа инновационной и экспериментальной деятельности»

март

2021 г.

руководитель учреждения образования

выписка из протокола педсовета, приказ, на основании решения педсовета

24.  

Итоговый мониторинг образовательного процесса в соответствии с критериями и показателями эффективности реализации экспериментального проекта

май

2021 г.

заместители директора по учебной и воспитательной работе, педагог-психолог

аналитические материалы, протоколы результатов диагностики

25.  

Обмен опытом по теме проекта с участниками экспериментального проекта (презентация опыта)

постоянно

участники экспериментальной деятельности по реализации проекта

фотоматериалы, презентация

26.  

Подготовка и написание справки «О промежуточных результатах реализации экспериментального проекта» по итогам инновационной деятельности в 2020/2021 учебном году

май

2021 г.

руководитель учреждения образования, заместители директора по учебной и воспитательной работе

справка

27.  

Наполнение контентом электронного образовательного ресурса

июнь

2021 г.

учитель информатики, участники экспериментальной деятельности по реализации проекта

методические и дидактические материалы в медиапространстве

28.  

Педагогический совет по итогам экспериментальной деятельности в 2020/2021 учебном году

июнь

2021 г.

заместители директора по учебной и воспитательной работе

протокол педсовета

29.  

Корректировка программы реализации проекта и составление плана реализации экспериментального проекта на 2021/2022 учебный год

июнь

2021 г.

руководитель учреждения образования, заместители директора по учебной и воспитательной работе

программа и план реализации экспериментального проекта

свернуть