Педагогический проект

Педагогический проект: «Научное общество учреждения образования – эффективный инструмент повышения исследовательской компетенции учащихся»

 

Сроки реализации педагогического проекта: август 2020 года – июнь 2023 года

 

Руководитель педагогического проекта: Крылович Ольга Андреевна, заместитель директора по учебной работе государственного учреждения образования «Негорельская средняя школа №1»

 

Координатор педагогического проекта: Титова Анна Александровна, учитель физики государственного учреждения образования «Негорельская средняя школа №1»

 

Участники педагогического проекта:

Учителя-предметники I, II и III обучения и воспитания

Валаханович Николай Николаевич, педагог-психолог

Учащиеся I-XI классов

Положение научного общества

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
    • Научное общество учащихся (далее – НОУ) – добровольное творческое объединение школьников. В секциях НОУ учащиеся совершенствуют свои знания в определенной области науки, искусства, техники и культуры, развивают творческое мышление, интеллектуальные инициативы, самостоятельность, аналитическому подходу к собственной деятельности, приобретают навыки экспериментальной и научно-исследовательской работы под руководством учителей. Деятельность НОУ осуществляется на основании данного Положения под руководством руководителя НОУ, учителей учреждения образования.
    • Научное общество учащихся создается при учреждении образования, имеет свое название и эмблему.
    • Членами научного общества могут быть учащиеся, изъявившие желание работать в НОУ и имеющие склонность к научному творчеству, рекомендованные учителями. В работе НОУ могут также участвовать учителя школы.
    • Членами НОУ являются учащиеся, постоянно занимающиеся поисково-исследовательской деятельностью, проводящие самостоятельные исследования, активно участвующие в реализации коллективных проектов.
    • Деятельность НОУ связана не просто с удовлетворением потребности учащихся в дополнительном образовании, а с возможностью комплексно охватить каждого учащегося в соответствии с его талантами и желаниями. Только при этом условии можно адекватно отслеживать и корректировать направленность интересов и будущий профессиональный выбор учащихся.

 

  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • Целью НОУ является создание в учреждении образования условий для разработки механизмов саморазвития, самореализации и профессионального самоопределения личности учащихся в результате применения новых форм и методов образования, направленных на организацию исследовательской и проектной деятельности учащихся. Выявление одарённых детей, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, поддержка исследовательской деятельности учеников.
    • Задачи НОУ:
      • выявить, воспитать, поддержать одаренных детей, склонных к научной деятельности;
      • воспитывать интерес к познанию мира, к углубленному изучению дисциплин;
      • формировать у учащихся устойчивого интереса к определенной области знаний, обучить методам научных исследований, разработке и реализации исследовательских проектов;
      • развивать умение самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике;
      • овладевать правилами обращения с необходимыми для исследовательской работы приборами и оборудованием;
      • развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой, обучать методике обработки полученных данных и анализу результатов, составлению и оформлению отчета и доклада о результатах научно-исследовательских работ;
      • пропагандировать достижения отечественной и мировой науки, техники, литературы, искусства;
      • формировать единое школьное научное сообщество со своими традициями;
      • осуществлять материально-техническое, научно-информационное обеспечение отдельных исследовательских работ членов НОУ;
      • создать условия для расширения среды общения педагогов и учащихся, развивать их интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности;
      • систематизировать научно-исследовательскую деятельность учащихся, привлечь большее число учащихся к научно-исследовательской деятельности, содействовать профессиональной ориентации, самоутверждению учащихся;
      • подготовить научные работы учащихся к участию в конкурсах и конференциях разных направлений и разных уровней.

 

  1. СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НОУ
    • Создание банка данных о творческих способностях учащихся, их одаренности на основе психолого-педагогического тестирования, индивидуальных собеседовании и непосредственной практической деятельности подростков.
    • Организация членами НОУ семинаров по темам проектов, по вопросам культуры умственного труда, по отдельным вопросам науки, техники, искусства.
    • Проведение регулярных обзоров научной и научно-популярной литературы.
    • Проведение научно-практических конференций, где подводятся итоги научно-исследовательской работы, выполненной учащимися в течение года; формами отчетности научно-исследовательской работы учащихся могут быть реферативные сообщения, доклады, статьи, компьютерные программы и др.
    • Организация творческих встреч с исследователями и учеными.
    • Организация и проведение воспитательно-образовательных мероприятий (конференций, семинаров, хакотонов, экскурсий и др.).
    • Исследовательской считается работа, направленная на получение новых знаний в той или иной области науки, техники, искусства, объясняющая и предсказывающая факты и явления, дающая ответы на наиболее актуальные в данный момент вопросы, обнаруживающие противоречия, имеющие место в практике.

      Исследовательская работа должна соответствовать следующим требованиям:

  • целостность и грамотное структурирование;
  • достоверность и доказательность;
  • понятность, точность и правильность всех формулировок;
  • четкое и яркое представление результатов исследования;
  • соответствие оформления принятым правилам;
  • наличие необходимых приложений (рисунков, чертежей, фотоснимков, карт, графиков и т.д.);
  • наличие рецензии научного руководителя.

 

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НОУ
    • Высшим органом НОУ является школьное общее собрание членов общества, проводимое в начале учебного года, на котором планируется приоритетные направления работы, утверждается план работы НОУ на год.
    • Руководящие органы НОУ: Ученый совет (в составе: президент, вице-президент – учитель, председатели методических объединений) и Совет учащихся (вице-президент – ученик, координаторы секций – ученики).
    • Структура НОУ: НОУ состоит из секций (естественно-научной, художественно-технологической, гуманитарной, историко-краеведческой и секции начальных классов) во главе с руководителями.
    • Тематика научно-исследовательской деятельности учащихся определяется совместно с научным руководителем по согласованию с методическим объединением учителей (данного направления).
    • Результаты деятельности НОУ за год подводятся на итоговой научно-практической конференции и отражаются в анализе работы школы.

 

  1. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНОВ НОУ
  • Членами общества являются учащиеся II-XI классов, изъявившие желание активно участвовать в работе одной-двух секций научного общества.
  • Члены общества обязаны работать в одной из секций: участвовать в конференциях; самостоятельно углублять знания по избранной отрасли наук; участвовать в пропаганде их среди учащихся; вносить предложения по дальнейшему совершенствованию работы общества; участвовать в организации выставок работ; отчитываться о своей работе.
  • Члены НОУ имеют право:
    • работать в одной-двух секциях;
    • принимать участие в конференциях различного уровня;
    • использовать материальную базу учреждения образования для самостоятельных исследований;
    • получать консультации и рецензии на свои работы, иметь научного руководителя;
    • публиковать результаты своей исследовательской работы;
    • принимать участие в работе общего собрания НОУ;
    • избирать и быть избранным в руководящие органы НОУ;
    • добровольно выйти из состава НОУ.
  • По итогам исследовательской деятельности члены НОУ могут быть награждены дипломами, ценными подарками; могут быть рекомендованы к участию в конференциях районного, областного, республиканского, международного уровней.

 

  1. МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА НОУ
    • Материальная база НОУ формируется из собственных средств учреждения образования. Под базой подразумеваются кабинеты, библиотека, читальный зал, отдельные приборы, оборудование, материалы, множительная техника, стенды и др. Может быть использована материально-техническая база других учреждений на основании согласования с ними.
свернуть

Основная идея проекта

Никола Тесла писал: «Я мог бы расколоть земной шар, но никогда не сделаю этого. Моей главной целью было указать на новые явления и распространить идеи, которые и стану отправными точками для новых исследований».

В условиях развития новых технологий возрос спрос на людей, обладающих нестандартным мышлением, умеющих ставить и решать новые задачи. Поэтому в практике работы современного учреждения образования все большее распространение приобретает исследовательская деятельность учащихся как образовательная технология, направленная на приобщение учащихся к активным формам получения знаний.

Исследовательская деятельность является мощным средством, позволяющим увлечь новое поколение по самому продуктивному пути развития и совершенствования; одним из методов повышения интереса и соответственно качества образовательного процесса.

Исследовательская деятельность учащихся – деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере:

постановку проблемы,

изучение теории, посвященной данной проблематике,

подбор методик исследования и практическое овладение ими,

сбор собственного материала, его анализ и обобщение,

научный комментарий,

собственные выводы.

Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Исследовательская работа обогащает социальный опыт учащихся в труде и общении. Она способствует:

  1. углублению и актуализации знаний учащихся как по предметам школьной программы, так и вне её;
  2. саморазвитию, самоанализу, самоорганизации, самоконтролю и самооценке учащихся;
  3. расширению представлений о межпредметных связях;
  4. развитию интеллектуальной творческой инициативы учащихся в процессе освоения учебных программ;
  5. развитию исследовательской компетенции учащихся;
  6. овладению методами научных исследований;
  7. формированию установки на престижность занятий исследовательской деятельностью;
  8. обучению информационным технологиям и работе со средствами коммуникации (созданию сайтов, презентаций и т.д.);
  9. профессиональному самоопределению выпускников учреждения образования и содержательной организации свободного времени детей.

Развитие системы работы с мотивированными учащимися по совершенствованию исследовательской компетенции учащихся в государственном учреждении образования «Негорельская средняя школа №1» основано на модели научного общества учащихся «Новаторы», организованного для учащихся I-XI классов. Данная деятельность требует организации методической работы и внедрение проектно-программных форм, требующих от организации постоянного творческого поиска, совершенствования, инициативы, профессионализма.

 

свернуть

Цель и задачи педагогического проекта

Цель педагогического проекта: теоретическое обоснование и разработка условий, а также управленческих механизмов, необходимых для повышения качества работы государственного учреждения образования «Негорельская средняя школа № 1» через внедрение модели научного общества учащихся «Новаторы».

 

Задачи педагогического проекта:

  1. выявить условия и разработать концептуальное представление об исследовательской деятельности участников школьного сообщества как механизме внедрения модели научного общества учащихся «Новаторы»;
  2. разработать организационно-управленческие механизмы организации системы работы в учреждении образования как условие внедрения модели научного общества учащихся «Новаторы»;
  3. разработать систему деятельности научного общества учащихся «Новаторы», которая способствует привлечению учащихся к проведению исследований, созданию проектов и участию с их результатами на конференциях различного уровня, а также в конкурсах, олимпиадах, форумах, фестивалях науки;
  4. повышать профессиональное мастерство педагогов;
  5. расширять сотрудничество с высшими учебными заведениями, музеями, научными организациями, общественными движениями и законными представителями учащихся, поддерживающими науку, исследования и проекты;
  6. создать банк методических разработок по проблеме организации исследовательской деятельности учащихся на различных ступенях обучения и воспитания;
  7. оценить эффективность практики модели научного общества учащихся «Новаторы»;
  8. провести мониторинг по изучению влияния организации и работы научного общества учащихся «Новаторы» на развитие исследовательской компетенции учащихся;
  9. обобщить результаты педагогического проекта и подготовить их к тиражированию в деятельность учреждений общего среднего образования по внедрению модели научного общества учащихся «Новаторы».

 

Новизна проекта состоит в том, что на базе учреждения образования будет организована работа научного общества учащихся для учащихся I-XI классов. Основным направлением данного проекта является создание образовательной системы, позволяющей организовать качественную работу по развитию исследовательской компетенции учащихся.

свернуть

План реализации педагогического проекта «Научное общество учреждения образования – эффективный инструмент повышения исследовательской компетенции учащихся» в 2020/2021 учебном году

Содержание работы

Сроки

1.ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ И УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1.1. Заслушать на совещаниях при директоре вопросы:

Принятие решения об организации проектной деятельности, мотивации членов педагогического коллектива на создание условий для развития нововведений

Август 2020

Анализ результатов проектной деятельности учреждения образования по итогам 2020/2021 учебного года

Август 2021

1.2. Рассмотреть на заседании творческой группы по реализации проекта:

Согласование программы проектной деятельности с материалами годового плана работы учреждения образования

Август 2020

Анализ результатов проектной деятельности за учебный год

Май 2021

Установочный семинар по ознакомлению с моделью научного общества учащихся «Новаторы»

Август 2020

Творческие отчёты членов группы на уровне учреждения образования, района, области о результатах и проблемах организации исследовательской деятельности учащихся

Май 2021

1.3. Составить аналитический  отчёт

 

Подготовка отчета по результатам проектной деятельности за 2020/2021 учебный год

Май 2021

Рассмотрение результатов проектной деятельности в 2020/2021 учебном году на заседаниях методических объединений

Август 2021

2. МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Изучение документации по проектной деятельности

Сентябрь 2020

Составление и согласование календарных планов работы участников педагогического проекта

Сентябрь 2020

Январь 2021

               Освещение результатов проектной деятельности на сайте учреждения образования, в рамках региональной и партнерской сети, на страницах общешкольной газеты, в СМИ

В течение периода

               Создание развёрнутой инфраструктуры информатизации образовательной практики

В течение периода

3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Тематические консультации по проведению мониторинга процесса и результатов проектной деятельности

1 раз в месяц

Проведение регулярных консультаций для участников школьного сообщества

В течение периода

Диагностика уровня участия родителей и социальных партнеров в педагогическом проекте

Декабрь 2020

Май 2021

Налаживание социальных и общественных связей

В течение периода

Диагностика уровня инновационной компетентности учителей

В течение учебного года

Мониторинг по следующим направлениям:

уровень учебной мотивации

уровень здоровья учащихся

уровень удовлетворенности педагогов

уровень удовлетворенности учащихся

уровень удовлетворенности законных представителей

Октябрь 2020

Май 2021

Анализ отношения учащихся и их родителей к реализуемым педагогическим инициативам

Ноябрь, май

4. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ

Собеседование с педагогами, включенными в проектную деятельность,  об особенностях внедрения модели научного общества учащихся «Новаторы»

Август  2020

Январь 2021

Повышение и квалификации учителей, занятых в инновационной деятельности в АПО, МОИРО

В течение года по плану повышения квалификации

 

Анализ собственной педагогической деятельности педагогов-участников педагогического проекта

Май 2021

5. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ

Выборы и утверждение совета научного общества учащихся «Новаторы»

Сентябрь 2020

Заседания совета научного общества учащихся «Новаторы»

В течение учебного года

Заседание постоянно действующего семинара-практикума «Исследовательская деятельность учащихся»

В течение учебного года

Участие в конкурсах проектных работ и научно-исследовательских конференциях различного уровня

В течение учебного года

Участие в дистанционных олимпиадах по предметам.

В течение учебного года

Школьная конференция исследовательских работ «Шаг в науку»

Февраль 2021

Выпуск  сборника «По страницам школьных конференций».

Май 2021

Декада наук

Январь 2021

Профильная смена оздоровительного лагеря «Эрудит»

Июнь 2021

6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Обеспечить финансовую поддержку педагогов, работающих по реализации педагогического проекта

2020/2021 учебный год

Изыскать дополнительные внебюджетные источники финансирования работы по реализации педагогического проекта

2020/2021 учебный год

Продолжить оснащение учебных кабинетов компьютерной техникой, обучающими компьютерными программами и программными комплексами

2020/2021 учебный год

Продолжить оснащение библиотеки  энциклопедической и справочной литературой, электронными версиями учебников

2020/2021 учебный год

свернуть